Поперек клише
Сейчас возникают некоторые основания думать, будто кризис, по крайней мере в секторе realestate, заканчивается. На европейских рынках цены перестали лететь вниз, а кое-где начали по чуть-чуть расти. Риэлторы, забывшие, как выглядит «реальный» клиент, после 6–9–12-месячного затишья провели свои первые сделки. Отрапортовали: во сколько раз выросло число запросов, во сколько – число сделок. Появилась новая мантра: «цены скоро пойдут вверх».
Обоснования в наше неспокойное время можно придумать для любой версии. Но только зачем?
Когда-то, когда отечественный рынок недвижимости переживал становление, взлеты и падения, когда цены то пускались галопом, то затихали, то падали, наши петербургские риэлторы тоже мыслили подобными мантрами. Цены падают – значит, надо покупать, потому что скоро они начнут расти, цены растут – значит, надо покупать, потому что завтра они вырастут еще больше, цены остановились – значит, надо покупать сейчас, потому что легче подобрать вариант, а продавец не пытается на ходу менять условия сделки в свою пользу, и так далее.
А клиенты, мотивированные какими-то своими собственными соображениями, продают и покупают во все времена – и когда цены падают, и когда растут, и когда рынок стабилен. Просто одни находят к ним подход, другие – нет.
Петербургские риэлторы, точнее, те из них, кто пережили трудные времена, уже не рассуждают при помощи клише. Просто ищут и находят подходы к клиентам. При помощи повышения качества услуг, создания имиджа, усиления мер безопасности – каждый по-своему.
Российские специалисты, работающие в секторе «зарубежки», а также зарубежные специалисты, нацеленные на российского покупателя, к этому тоже придут. Точнее, уже приходят. Все больше разговоров затевается вокруг профессиональных стандартов, безопасности, общих правил ведения бизнеса и работы с клиентом. В 2010 году образовалась общественная организация, объединившая профессионалов рынка зарубежной недвижимости – IPA, которую мы поддержали, став ее ведущим партнером в Петербурге.
Мы провели несколько публичных мероприятий и несколько опросов, и выяснилось, что тема безопасности и стандартизации услуг интересует участников рынка никак не меньше, чем потребителей их услуг.
В общем, уходящий год привнес свою изюминку, подтолкнув рынок зарубежной недвижимости на новую орбиту. Жить и работать по-прежнему интересно.
С Новым годом!