Есть вопросы о недвижимости в Болгарии? Вам сюда!
  • Шипка и Етыр: Болгария, 19 век. Дух свободы и романтика болгарского Возрождения.

    Если вы хотите ощутить ветер исторического прошлого, почувствовать силу воды, которая протекает в стремнине, увидеть непревзойденные шедевры архитектуры и стать свидетелем древних национальных обычаев, то вам - сюда.

  • Четыре стихии Странджи

    Горный массив Странджа, покрытый дубовыми и буковыми лесами, начинается всего в получасе езды от черноморского побережья, и простирается до самой границы с Турцией, а также - за нее. Вся болгарская часть Странджи является национальным парком. Она изобилует природными достопримечательностями и историческими древностями.

  • Романтика и тайны Причерноморья

    За один яркий , насыщенный день мы увидим все главные жемчужины южной части болгарского Причерноморья! Посетим мистическое святилище древних фракийцев Беглик-Таш, поражающее воображение громадами обработанных древними мегалитов.

  • Минеральные источники, Троянский монастырь и очарование болгарской провинции

    2-дневная прогулка Бургас – Троянский монастырь – Чифлик – Севлиево – Габрово –Шипка – Бургас. Небольшое комфортное двухдневное путешествие в Центральной Болгарии откроет вам живописнейшие уголки этой страны. В Болгарии есть множество минеральных курортов, природных достопримечательностей, монастырей и музеев старинного зодчества под открытым небом, куда не приезжают организованные русскоязычные группы, зато здесь очень популярен туризм среди местного населения. Я покажу вам несколько таких мест.

  • Откуда начинаются горы, или путешествие в самый центр Болгарии

    За 1 день мы побываем в самом сердце Болгарии, увидим волшебной красоты горы, пройдем по лесным тропам (летом) или покатаемся на лыжах (зимой), увидим город-музей старинного зодчества и полакомимся блюдами традиционной болгарской кухни.

  • Посмотреть все туры в Болгарии

Поисковые слова, по которым нас нашли:

Апрель 2009

Читать все статьи раздела
Свой взгляд

Многоэтажная Испания

Как никакая другая европейская страна, Испания предоставляет самые разнообразные возможности для туризма. Древняя история и новейшая архитектура, музеи и кинофестивали, пляжи и горнолыжные курорты, коррида и разнообразные гастрономические традиции. Выбор маршрута Барселона – Бильбао – Мадрид означает предпочтение современным архитектурным достижениям, на которые работает большинство мировых звезд.
Текст: Дмитрий НОВИК

Барселона. Нам любые дороги канатные дороги

Барселона – вдохновенный город Европы, модный курорт, преобразившийся к Олимпиаде-92 и продолжающий использовать огромную энергию, заложенную тогда архитекторами, планировщиками, девелопментом. Чтобы почувствовать динамизм, необходимо пролететь на гору Монжуик по канатной дороге, построенной как аттракцион ко Всемирной выставке 1929 года, от Барселонеты над пассажирским портом и Мировым торговым центром американского архитектора Генри Кобба. Там пересесть на канатную дорогу образца 2007 года с маленькими серебристыми кабинками и подняться на вершину, к крепости Монжуик. Оттуда видна вся Барселона. Возвращаться лучше другим путем: после новой канатной дороги сесть на городской транспорт – подземный фуникулер, который привозит прямо к станции метро Paral-lel. И дело здесь не в уникальности пересадок, хотя и это – мировой раритет, важнее ощущение пространства Барселоны, которая элегантно продвигает улицы от Средиземного моря в горы.

http://mr-klinker.ru/

Впрочем, виды с Монжуика будут постоянно конкурировать с пейзажем с самой высокой точки парка Гуэль, когда город, вопреки законам физики, не удаляется, а приближается. Уже не говоря о панораме с вершины Барселоны – горы Тибидабу. Пятьсот метров над уровнем моря плюс лифт на верхнюю площадку церкви Саграт-Кор, еще 64 метра. Еще один вариант обзора – с близлежащей телевизионной башни, построенной к Олимпиаде­92 сэром Норманом Фостером. До старого города больше 10 километров, поэтому предпочтителен ясный осенний или весенний день. Да и сама поездка на Тибидабу из разряда раритетов. Туда – на старом фуникулере начала ХХ века, созданном как средство доставки к первому в Испании лунапарку. Обратно – на современном фуникулере, который состыкован с городской электричкой, которая совмещена с метро. Подобные пересадочные модули, продуманные и удобные, давно привычны в Европе, но вызывают у нас уважительный трепет. Во всяком случае, в Петербурге не только нет, но и не предвидится ничего подобного.

Модерн

Если видишь в Барселоне разноязыкую очередь, значит люди стоят «на Гауди». Единственное исключение – Музей Пикассо, где много ранних произведений художника, у нас совершенно не показываемых.

Помимо всемирно известной церкви Саграда-Фамилия, поклонники Антонио Гауди обязаны посетить дом Мила (Педрера), дом Батльо, дворец Гуэль. Толпа в парке Гуэль вечно заполняет знаменитую скамью и только около павильона Гуэль народу поменьше, поскольку экскурсию внутрь надо заказывать заранее. Фанатам Гауди настоятельно рекомендую запастись временем и терпением. Очередь в Саграда-Фамилию двигается быстро, но чтобы подняться наверх, к строительным лесам, на маленьком лифте, надо прождать еще полтора часа, причем его запускают только в хорошую погоду.

Храм возводят с 1882 года, но завершение никак не просматривается. Может быть, это и хорошо. Нескончаемость грандиозного замысла Гауди – часть мифа этого мастера, важная часть всей барселонской мифологии. Поход на самую знаменитую крышу Европы к модернистским трубам Педреры можно ускорить, заранее купив за €20 Articket – билет на право посещения по одному разу в течение полугода семи основных художественных музеев Барселоны. Удобно и экономно.

Ограничившись Педрерой, я предпочел Гауди два других шедевра каталонского модерна. Больница святого Павла построена в начале ХХ века по проекту Льюиса Думенека-и-Мунтане. Десять лет назад огромный комплекс был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, теперь на территорию можно свободно войти, даже больничные палаты не запираются в расчете на благоразумие посетителей.

Текстильная фабрика, построенная в 1913 году третьим классиком модерна с экзотическим для нас именем – Жозеп Пуч-и-Кадафалк, переделана в культурный центр CaixaForum с набором разнообразных выставок. Полезное знакомство с архитектурой сочетается с приятным общением с искусством. Я попал на шедевры из Уффици, международную персоналию Альфонса Мухи и избранное видео из собрания центра.

Модернизм

По-настоящему современная архитектура Барселоны начинается прямо напротив CaixaForum, там расположен своеобразный памятник конструктивизму. Для Всемирной выставки 1929 года Германия заказала свой павильон знаменитому Людвигу Мису ван дер Роэ. После выставки павильон снесли и только в 1986-м восстановили. Идеально строгий минимализм, безотказно работающий на сочетании вертикалей и горизонталей, черного и белого, оттенен бассейном с бронзовой девушкой Георга Кольбе.

Выше на горе Монжуик расположен белоснежный Фонд Хуана Миро, здание архитектора Жузепа-Луиса Серта. Хаотичное на беглый взгляд, но точно продуманное сооружение напоминает работы самого художника-классика сюрреализма. Фонд Миро как бы открывает ворота в Олимпийский парк Барселоны, где главное архитектурное достижение – сочетание приземистого спортивно-концертного дворца Сан-Жорди японца Араты Исодзаки и устремленной в небо изящной Телекоммуникационной башни испанца Сантьяго Калатравы. Такого же белого цвета вантовый мост Bac de Roda Калатравы находится в западной части Барселоны и эффектно контрастирует с окружающей рядовой застройкой.

В белый цвет выкрашен также La Porta d’Europa – самый большой разводной мост в мире, расположенный в барселонском порту. Его до деталей повторили в своем проекте петербургские инженеры для моста через Неву между Васильевским островом и Новым Адмиралтейством.

Белый квартет Барселоны завершает строгий и функциональный Музей современного искусства (MACBA), созданный к Олимпиаде американцем Ричардом Мейером. Эспланады и лестницы внутри здания еще эффектнее, чем его внешность. Если с горы Монжуик поймать момент, когда луч солнца выхватывает из городской застройки только музей, впечатление совершенно незабываемое.

Главное общепризнанное градостроительное достижение Барселоны – преобразование унылых набережных во главе с предпортовыми кварталами Барселонеты в современное городское пространство с каскадом парков и набережными. Как воспоминание о прошлом, памяти места, на пляже установлен памятник в виде нагромождения ржавых трущоб, исполненный известной художницей Ребеккой Хорн.

Когда в 2007 году в Петербург приезжал с лекцией Хосе Асебильо, главный архитектор Барселоны, он показывал слайды, объяснявшие идеологию преобразований. Но только в натуре можно оценить масштабы. Хайвей, идущий вдоль моря, спрятан в тоннель. Над ним устроена система городских парков с пешеходными мостами, скамейками, разнообразной скульптурой.

Ориентиром для туриста служат две башни на берегу моря – офисное здание MAPFRE и отель ART BARCELONA. Они обозначают начало парков. Рядом компактно разместилась Олимпийская деревня, которая почти через 20 лет после игр выглядит уютным городским микрорайоном. На главной улице деревни – проспекте Икария установлены объекты, напоминающие старые сельские крыши. Символ единения олимпийского движения ныне смотрится как знак мировой деревни, заметной частью которой стала Барселона.

После Олимпиады

Продолжая путь на восток, по берегу Средиземного моря, оказываешься в барселонском Сити, где расположены отели, банки, Международный конгресс-центр. Но главные приманки – другие. Прежде всего, это стоящий на толстых футуристических ногах синий треугольник FORUMа, созданного в 2004 году по проекту Жака Херцога Пьера де Мерона. Под огромное сооружение можно зайти и посмотреть на игру отражений «колодцев» сложной формы в расположенных под ними бассейнах с водой. От FORUMа до самого берега раскинулся Парк Аудиторий, с огромным желобом из бетонных плит, дивное место для скейтборда. Парк завершает placa fotovoltaica – гигантская солнечная батарея, построенная в 2004 году по проекту Хосе Лапенья и Элиаса Торреса. Когда смотришь снизу с береговой кромки, она выглядит космическим пришельцем. Между тем сооружение вполне утилитарно, освещает соседние дома.

Если провести прямую между Барселонетой и Форумом, то севернее, на равном от них расстоянии окажется 142-метровая башня «Торре Акбар» Жана Нувеля, построенная в 2005 году, вершина новейшей архитектуры Барселоны. Вся криволинейная разноцветная поверхность башни прикрыта блоками из стеклянных пластин с неоновыми трубками. Пластины могут менять угол наклона, обеспечивая оптимальную теплопередачу и наиболее эффектную подсветку здания. В холле «Торре Акбар» находится небольшой сувенирный магазинчик, где вежливые продавщицы непременно объяснят вам, что это офисное здание и, к сожалению, подъем туристов на верхний этаж с огромным прозрачным куполом не предусмотрен. По боковым сторонам треугольника Барселонета – «Торре Акбар» – Форум бегает скоростной трамвай № 4, он может заменить долгую прогулку по пляжам.

Другой полюс современной архитектуры Барселоны находится на восточной окраине. При въезде на Авенгуду де ла Гран Виа появляется отель Hesperia, построенный в 2006 году по проекту сэра Ричарда Роджерса. На строгую вертикальную пластину с оранжевой сеткой окон приземлилась летающая тарелка ресторана. На крышу ведут обычные для этого сэра наружные лестницы, а также наружные лифты с фиолетовыми маячками и на верхние этажи – винтовая лестница, спрятанная над лифтовыми шахтами в белом цилиндре.

Поблизости находится выставочный комплекс Fira 2, или Fira Gran Via, названный так, чтобы отличить от Fira Bаrselonа, которая существует на Монжуике со времен Всемирной выставки 1929 года. Окрестная земля активно застраивается отелями, офисами и жилыми домами. Явных признаков кризиса не заметно. Как не видно пессимизма ни у туристов, толпящихся «на Гауди», ни у местных велосипедистов, в воскресное утро штурмующих Тибидабу.

Сейчас главная архитектурная фишка второй Fira – длинный криволинейный павильон японца Тойо Ито, отсылающий и к японским садам, и к Гауди, включая его скамейку в парке Гуэль. На закате павильон смотрится превосходно.

В ожидании поезда из Барселоны в Бильбо самое время заглянуть с вокзала Сантс в соседний парк «Испания Индастриал», украшенный десятком башен, как будто снятых с подводных лодок. Часть парка занимает пруд для катания на лодках. Зимой воду спускают, бетонную чашу используют для тренировок бейсболисты-любители. Очень удобно, мячи далеко не улетают.

Бильбао. Гуггенхайм и все, все

Приехав в Бильбао, невозможно отделаться от цитаты из американского архитектора Филиппа Джонсона. Когда его спросили, что он думает про возможности выставлять искусство в музее Гуггенхайма, спроектированном Фрэнком Гери, последовал ответ: «When a bilding is as good as this, fuck the art» (Когда здание так хорошо, как это, черт с ним, с искусством). Проверил на собственном опыте: работает. Почти день рассматривал здание изнутри и снаружи, оставив сорок минут только на гигантские объекты Ричарда Серра из толстенного стального проката. Гуггенхайм-Бильбао растиражирован миллионами изображений, но они упускают главное. Эффект Гери состоит не только в эффектном облике здания, много важнее – жесткая и точная внутренняя «деконструктивная конструкция». Она позволяет объединять выставочные залы всех трех этажей по вертикали и горизонтали или, напротив, создавать изолированные пространства. В центре здания на противоположных сторонах высокого купольного пространства лифт и пешеходная лестница заключены в динамичные прозрачные оболочки. На третьем этаже – внутренняя смотровая площадка, чтобы разом охватить все замыслы Гери. Рядом с музеем находится мост через реку Бильбао. Чтобы перейти на противоположную пешеходную дорожку, надо пройти под мостом и подняться по лесенке, спрятанной в громадную «разломанную» башню – парафраз идее Гери.

В том же 1997 году вместе с музеем в городе появились два новых моста через реку Бильбао, пешеходный вантовый Campo Volantin Сантьяго Калатравы с прозрачной стеклянной дорожкой и изогнутый в форме бумеранга мост Euskalduna инженера Франциско Хавьера Мантеролы. С этого момента Бильбао стал не только центром стальной промышленности, но и туризма.

С 1915 года в городе работает свой «фуни», который за три минуты взбирается на гору Artxandra, в честь которой и назван. Там находится памятник погибшим в Гражданской войне: отпечаток пальца, вырезанный из огромного гнутого стального листа. Блестящая метафора бойни, где брат идет на брата, и отличить их можно только по отпечаткам пальцев.

Мадрид. Новые музеи и новейшее Сити

Они встречают вас сразу по приезде из Бильбао. Вдоль бокового фасада вокзала Chamartin идет путь к метро, откуда открывается лучший вид на четыре небоскреба нового Сити. Старый – «Мадридский Манхэттен», расположен совсем недалеко, на том же Paseo de la Castelana – бульваре Кастилии, идущем из старого города на север.

Небоскребы, как им и положено, имеют собственные имена. Впрочем, встречаются разночтения, поскольку произведения Нормана Фостера и Сезара Пелли еще огорожены строительными заборами. Итак, по мере удаления от центра – фостеровский Repsol Tower, или Caja Madrid Tower – высота 250 метров, самое высокое здание в Испании. В огромную серебристую арку вложены, как черные бетакамовские кассеты в штатив, 45 офисных этажей. Чем дальше уходишь от здания, тем сильнее впечатление.

Следующая высотка скромнее – круглый Sacyr Vallehermoso Tower – 236 метров, единственный чисто испанский продукт из всей четверки, создан по проекту мадридской архитектурной студии  «Рубио и Алварес-Сала». Внутри – отель Madrid Tower и офисы. На этом симметричные решения заканчиваются. Офисный Glass Tower американского аргентинца Сезара Пелли – 249,11 метра – пробивается в небо резкими краями как горная вершина. Наконец также офисная Space Tower, или Torre Espania – 223 метра, наиболее массивное здание. Снаружи выглядит, как будто эллипсовидная в плане башня вложена в две треугольные пирамиды. Эта идея принадлежит международной команде, состоящей из бюро уже известного по Барселоне американца Генри Кобба и мадридской студии Марка Фенвика.

Если идти по бульвару к центру Мадрида, то небоскребы играют в японский сад камней. Одновременно видны только три из них, скромнее всего ведет себя S&V Tower. Наверняка не случайно, в отеле такого класса должно быть поспокойнее.

Вдоль бульвара построено жилье, вероятно в 1970­е и позднее, выглядит скромно, но качественно, чем ближе к центру, тем богаче. Один раз встретил стройку с плакатом «покупайте квартиры», вероятно последнее предложение в престижном районе.

Две наклоненные под углом 14,3 градуса башни в сторону бульвара Toress Kio на плаза Кастилия появляются неожиданно и вопреки путеводителям не образуют арки, тем более что между ними появился фостеровский небоскреб. Другое название площади – «Ворота Европы» мне нравится больше. Для нас Испания – финиш старой европейской цивилизации, для всего остального мира – ворота в нее. Рядом с башнями Kio упитанным боровичком смотрится башня действующей водонапорной станции. Минимальные расстояния и скромные ограждения создают гармоничный ансамбль разновременной архитектуры. Путешествие по бульвару Кастилии завершается у стадиона «Сантьяго Бернабеу», который удивляет не своим обликом, а близостью к жилым зданиям. Судя по садам на крышах, весьма престижным и дорогим. Почти напротив стадиона расположен зеленый центр мадридского Манхэттена – плаза Пикассо, обрамленная двумя башнями – Torre Picasso и Torre Europa, последняя украшена ажурным балкончиком, эффектно контрастирующим с мощным объемом здания. Сама плаза представляет собой небольшой трехъярусный парк. Наверное, летом там прячутся от жары. Зимой другое преимущество: можно спокойно рассматривать архитектуру.

Когда стемнеет, приятно обнаружить, что в Мадриде метро всегда рядом. Если фотографировать красно-синие ромбики с названиями станций, то они постоянно оказываются на фоне самых полезных зданий – банков, отелей, вокзалов, рынков, филармонии. Но отдельного рассказа заслуживает то, что в Мадриде называется Intercambiador. Представьте себе небольшой павильон, расположенный около оживленного перекрестка. Под ним 3–4 подземных этажа, по 2–3 тысячи метров в каждом. В самом низу – метро или электричка, или то и другое, выше – автобусы, идущие в ближние окрестности Мадрида, еще выше – подальше. Все это перемежается кафе и магазинами. Автобусы по тоннелям выбираются на поверхность в километрах от исходной точки.

Всего в Мадриде 5 интеркамбиадоров, на одном из новых – Plaza Eliptica – платформы для автобусов закрытые. Пассажиры собираются в боксе, где указан номер маршрута, направление, список остановок и расписание. Можно не знать языка и ничего не спрашивать, достаточно читать латиницу. Когда снаружи подходит машина, сначала открываются двери рядом с боксом, впуская прибывших. Потом в самом боксе, приглашая отъезжающих. Только я достал фотокамеру и наметил десяток ракурсов, чтобы увековечить весь этот сервис, как около меня вырос секьюрити, сообщивший о запрете на съемки. Но несколько кадров осталось. Кстати, полиции, часто с собаками, и сотрудников службы безопасности в мадридском метро много, на входе-выходе они дежурят на каждой станции, но чувства тревоги не возникает.

Мадрид вошел в списки современных архитектурных мировых центров, о которых говорят, в начале XXI века позже Барселоны. Летом 2005 года открылся отель «Пуэрта Америка», над начинкой которого работали 23 ведущих архитектора и дизайнера со всего света. Эффектный оранжевый фасад сочинил Жан Нувель, «вспомнивший» свою прежнюю мадридскую работу – красную стену Центра искусств королевы Софии. На здании отеля на разных языках нарисованы цитаты из «Свободы» Поля Элюара. По-русски: «На блестящие формы, На цветные колоколы, На физическую правду, Пишу твое имя…».

В двух шагах от отеля находится образец жилой архитектуры семидесятых – Torress Blancas. На самом деле это цельный объем серого цвета. Напоминает стройных опят, выросших от одного корня, хорошо и уместно смотрится в массовой застройке.

За последние полтора года в Мадриде произошли еще два важных архитектурных события. Весной 2008­го в музейном районе, между музеем Прадо и Центром королевы Софии открылся выставочный комплекс CaixaForum. Перестраивая здание бывшей электростанции, архитекторы Жак Херцог и Пьер де Мерон использовали барселонский прием, здание поднято над поверхностью, в зазоре устроена площадка с фонтаном. Кирпичные стены наращены объемом, его поверхность уважительно «состарена», имитирует ржавчину. На самом деле этот прием позволяет сделать стены полупрозрачными, изнутри – наружу. Про 10­метровый вертикальный сад на одной внешней стене много сказано, не меньшего внимания заслуживают белая внутренняя лестница – вежливый поклон Гуггенхайму Фрэнка Ллойда Райта, а также подземное пространство, обшитое псевдоржавой сеткой, это – автоцитата.

Чуть раньше CaixaForum в Прадо открылся новый выставочный корпус. Строгая краснокирпичная постройка Рафаэля Монео связана с главным зданием подземным переходом под городской улицей. Стена к стене – старинный храм, все очень сдержанно и тактично. Сейчас Монео участвует в петербургском конкурсе  «Набережная Европы».

В январе Мадрид неожиданно засыпало снегом, это явление редкое, но не экзотическое, рядом горы. В садике между старым и новым Прадо появился снеговик по-испански, с ярко выраженными мужскими достоинствами. Современная культура бросает вызов цитадели классического искусства.

Когда солнце победило снеговика, на улицах начался Cow Parade Madrid, где мне приглянулась «природоохранная» работа дуэта Пилар Оньяте – Младлен Владимиров. Их Veronika нарядилась матадором, взяла в «руки» желто-розовый плащ capote и вышла на площадь Колумба. Настоящие испанцы реагировали сдержанно.

Понравилась статья? Поделись ссылкой:

Горячие предложения



Контактная форма

Ищете недвижимость? Напишите нам! Мы свяжемся с вами и предложим подходящие варианты

Как продать зарубежную недвижимость?