Есть вопросы о недвижимости в Болгарии? Вам сюда!
  • Шипка и Етыр: Болгария, 19 век. Дух свободы и романтика болгарского Возрождения.

    Если вы хотите ощутить ветер исторического прошлого, почувствовать силу воды, которая протекает в стремнине, увидеть непревзойденные шедевры архитектуры и стать свидетелем древних национальных обычаев, то вам - сюда.

  • Четыре стихии Странджи

    Горный массив Странджа, покрытый дубовыми и буковыми лесами, начинается всего в получасе езды от черноморского побережья, и простирается до самой границы с Турцией, а также - за нее. Вся болгарская часть Странджи является национальным парком. Она изобилует природными достопримечательностями и историческими древностями.

  • Романтика и тайны Причерноморья

    За один яркий , насыщенный день мы увидим все главные жемчужины южной части болгарского Причерноморья! Посетим мистическое святилище древних фракийцев Беглик-Таш, поражающее воображение громадами обработанных древними мегалитов.

  • Минеральные источники, Троянский монастырь и очарование болгарской провинции

    2-дневная прогулка Бургас – Троянский монастырь – Чифлик – Севлиево – Габрово –Шипка – Бургас. Небольшое комфортное двухдневное путешествие в Центральной Болгарии откроет вам живописнейшие уголки этой страны. В Болгарии есть множество минеральных курортов, природных достопримечательностей, монастырей и музеев старинного зодчества под открытым небом, куда не приезжают организованные русскоязычные группы, зато здесь очень популярен туризм среди местного населения. Я покажу вам несколько таких мест.

  • Откуда начинаются горы, или путешествие в самый центр Болгарии

    За 1 день мы побываем в самом сердце Болгарии, увидим волшебной красоты горы, пройдем по лесным тропам (летом) или покатаемся на лыжах (зимой), увидим город-музей старинного зодчества и полакомимся блюдами традиционной болгарской кухни.

  • Посмотреть все туры в Болгарии

Поисковые слова, по которым нас нашли:

Август-сентябрь 2009

Читать все статьи раздела
Наши за границей

Италия. Страна-сапог производит от каблука до халявы

В Италии хочется остаться. Яркая, шумная, солнечная, омываемая теплыми морями – просто страна-праздник. И наших там много.
Текст: Анна АНДРУШЕВИЧ

И все говорят о том, что мы с итальянцами похожи ментально: так же собираемся большими семьями и так же любим макароны. Но в чем-то, к счастью, а в чем-то, к сожалению, похожи мы не только на уровне семейственном, но и в плане ведения бизнеса. Тем, кто хочет успешно вести свое дело в Италии, надо быть готовым очень жестко контролировать ситуацию – точно так же, как в России.

С юга на север

Бизнес в стране с богатой историей, пляжами на юге и горнолыжными склонами на севере во многом предсказуем. Наши люди, как и итальянцы, владеют отелями, магазинами, кафе и ресторанами. Италия – это страна, которая не выходит из туристической моды. А значит, доход от такого бизнеса будет больше или меньше (например, во время экономического кризиса), но точно будет.

Деловая активность граждан бывшего СССР определяется географией страны. Курортный юг – все, что связано с туризмом, а центр и промышленный север страны (Милан, Турин, Генуя) – все, что касается промышленности и IT. Россияне занимаются мелким и средним бизнесом на рынке программного обеспечения: от создания до сопровождения софта. Несколько лет назад сообщалось о рентабельности 200% – это было возможно потому, что итальянский рынок программного обеспечения был на диво свободен. Сейчас доходы стали скромнее, но по-прежнему это одно из самых перспективных направлений.

Наших интересует все, что связано с модой. Одежда, мебель, керамическая плитка Made in Italy охотно раскупается во всех странах бывшего СССР. Соотечественники чувствуют стабильный спрос и поэтому уверенно идут в текстильное производство, модный бизнес (одежда, обувь, аксессуары – все, на что есть мода), деревообработку и производство мебели, изделий из пластика и т. п. Отдельная тема – рынок продуктов питания, поскольку итальянское вино, сыр да оливковое масло покупаются у нас со времен царя Гороха.

Также россияне очень интересуются недвижимостью и строительством, а некоторые инвесторы предпочитают не возиться с производством или закупками, а вкладывать деньги в местных «гигантов», например в бумаги местной железной дороги.

Отличие Италии от многих других стран ЕС – бизнес внутренний, в эмигрантской среде (русские магазины, врачи, юристы), здесь зависит вовсе не от количества людей в диаспоре, а от экономической географии. Например, на юге, в том же Неаполе, он относительно слабо развит, хотя здесь много русскоязычных. Дело в том, что на юге сосредоточено больше всего нелегальных работников с Украины и других стран СНГ. Они работают строителями, сиделками, горничными, получают €500 в месяц, экономят на всем, чтобы отослать денег на родину. Конечно, они не намерены оплачивать дополнительные услуги или покупать доставленные с родины пельмени. На севере же Италии наоборот есть спрос на «родное».

Слово и дело

Если смотреть на открытие бизнеса в Италии сугубо с точки зрения «буквы закона», то получается очень привлекательная картина. Кроме ментальных, природных и исторических преимуществ страны, юридические консультанты, предлагающие организацию фирмы на полуострове-сапоге, античным хором поют о том, что налоговое бремя здесь ниже, чем в других странах ЕС, например во Франции или Германии. И о том, что требования к бизнесу в Италии (во многих других странах ЕС государство контролирует и годовой оборот, и количество нанятых работников, и прочие параметры) либо отсутствуют, либо более чем лояльны и одинаковы как для граждан страны, так и для иностранцев, которые получили статус резидента.

Для того чтобы приехать в Италию с деловыми намерениями, стоит сразу позиционировать себя как бизнес-иммигранта и оформить Lavoro Autonomo – право на независимую трудовую и коммерческую деятельность. Суммы, которые нужно предъявить для подтверждения своей состоятельности, не так уж и велики – от €10 до €50 тысяч. Размер их варьируется и от предполагаемой сферы деятельности, и от региона, в который направляетесь. Опять-таки по закону, если иностранец оформляет постоянное проживание и становится резидентом Италии, то он может получить различные льготы и кредиты на выгодных условиях. Но на деле все несколько иначе.

Первое, что вызывает удивление и некоторую настороженность, так это информация о том, что около 80% всех итальянских предприятий фамильные, принадлежат конкретным семьям и почти не выставляются на продажу в открытую. Это сильно отличается от манеры ведения бизнеса на севере Европы и в США, где подобные перипетии происходят публично. В Италии же вопросы владения, управления бизнесом и его продажи – сфера глубоко интимная. Зато становится понятно, отчего при таких шикарных законодательных условиях Италия до сих пор не захлебнулась в потоке инвестиций. Оказывается, здесь совсем как в России: на бумаге все красиво, а в жизни – совсем другое кино.

Например, здесь принято, чтобы бизнесом руководил человек, у которого высшее образование «заточено» именно под этот вид бизнеса. Сначала наши соотечественники нанимали «свадебных генералов» (эдаких «официальных» директоров с нужным образованием) и было немало случаев, когда дело «загибалось» из-за недобросовестности, а то и мошенничества наемного руководителя. Другой пример. Бизнес­консультант Марина жалуется на ужасную бюрократию: «Ничем не отличается от нашей! И тоже подстраховываться надо во всем, контролировать каждый шаг, чтобы не остаться у разбитого корыта». В личном разговоре бизнесмен говорит о том, что консультанты деликатно, чтобы не спугнуть клиента, называют «аккуратностью в оформлении документов»: каждую фразу необходимо формулировать таким образом (избегать двояких толкований и т. п.), чтобы возможность оспорить юридическую силу документов была минимальной.

Итальянский стиль

– Народ здесь веселый и общительный, живут сегодняшним днем и радуются тому, что имеют! – рассказывает художник-дизайнер Александр, который три года как переехал в Турин из Минска. Наши бывшие соотечественники говорят о том, что итальянцы легкие в общении люди и что относятся к нам, русскоязычным, лучше, чем кто бы то ни был в Европе. «Они даже больше, чем мы, любят произвести впечатление и того же требуют от партнеров, – делится Александр. – Поэтому много внимания уделяют внешним атрибутам, таким как визитки. Например, если переведете свою на итальянский – радости не будет предела, примут как личный знак внимания. Не скрываю, эта черта мне очень на руку – постоянный источник заказов». Александр рассказывает, что в Италии точно так же, как и у нас, работает «сарафанное радио», когда люди делятся друг с другом информацией о том, где лучше и дешевле. Сначала заказы были только от русскоязычных, затем появились и местные клиенты – главный показатель того, что он все делает правильно. «Общение – это главное, здесь все решают дружеские знакомства и родственные связи», – констатирует Александр.

В Италии есть традиция неформальных встреч, когда многие деловые вопросы можно решить за ужином в ресторане, в антракте в театре, на вечеринке – где угодно, чуть ли не после футбольного матча. Все это гармонично ложится на аналогичную манеру ведения дел у нас.

При организации бизнеса лучше искать партнеров среди мелких или средних фирм: они легче на подъем и меньше подвержены бюрократии. Но как раз с ними люди бывалые советуют держать ухо востро. В различных бизнес-пособиях и путеводителях необязательность итальянцев описана корректно. Например, есть пункт «Что делать, если партнеры вдруг не встретили вас в аэропорту?». В приватной беседе отзывы куда более резкие…

– Итальянцы быстро запрягают, но никуда не едут... – перефразирует поговорку бизнес-консультант Марина. «Бывает, что они в пять минут очень убедительно обрисуют проект, расскажут все подробности, потом убедят вас, что стоит принять участие в деле, и на этом все кончится… – сетует Марина. – Психология такая: я все продумал до мелочей, и заниматься этим, увы, мне уже не интересно. Пусть другие работают!» Марина говорит, что сталкивается с таким отношением сплошь и рядом. А есть еще и вруны, и воришки, и просто люди, которые могут воспользоваться незнанием и непониманием пришлым человеком ситуации, чтобы пустить его по миру, да так, что юридический комар носа не подточит. А если дело дойдет до суда, там та же бюрократия, и так же, как в любой сфере, личные связи и знакомства оказываются важнее законов (чем дальше на юг, тем это заметнее). 

– Чтобы бизнес процветал, в Италии мало трудиться, надо постоянно держать в руках все рычаги управления, перепроверять местный персонал, подгонять и заставлять работать – уж очень все расслаблены, – делится Марина.

Личный опыт

Спустя год после переезда из Беларуси Татьяна Шамко освоила итальянский и пробует себя в риэлторском бизнесе:

– На острове Фавиньяна (вблизи Сицилии) я стала «сезонным риэлтором» в маленьком агентстве, которое открыл один заботливый муж своей жене. Взяли меня по надежной рекомендации старого друга моего свекра – ведь без родственных или хотя бы дружеских связей найти работу в Италии, тем более на юге, невозможно. С меня требовалось знание итальянского и английского для общения с туристами, а также умение делать кофе и улыбаться. Хозяева объяснили, что трудиться нужно без выходных, чтобы выдержать конкуренцию, и что в агентстве мы теперь как одна семья, поэтому иногда на благо общего дела можно поработать больше оговоренных часов.

Моя контора, как еще с пяток подобных, занимается всем сразу: сдает туристам квартиры и дома, организует экскурсии на барке, рекламирует самые дорогие рестораны и продает недвижимость на Фавиньяна и других курортах Сицилии. Сейчас горячее время, ведь туристический сезон на острове длится с мая по сентябрь. В это время на свои виллы со всего мира съезжаются хозяева, а местные жители готовы потесниться с родственниками, чтобы сдать в аренду свое жилье. В общем-то, жилье тут недорогое – небольшая квартирка недалеко от порта обходится в €35 в сутки, а дом с оптимальными удобствами подальше от шумных улиц – €50. Однако это в любой месяц, кроме Ferragosto – августа, когда остров до краев забит туристами и их яхтами. И цены поднимаются на все подряд: от персиков, пластмассовых шлепанцев до ночевки на веранде в спальном мешке.

Система работы нашего и других агентств примерно одинакова: мы получаем 5% от общей суммы аренды + €40 за финальную уборку и €14 за постельное белье и полотенца. В гостинице все обходится гораздо дороже, а поэтому работы моему и другим «сезонным» риэлторским агентствам хватает.

Через месяц работы без выходных и со сверхурочными я взвыла и попросила босса перевести меня на четырехчасовой рабочий день. Он обрадовался возможности меньше платить и согласился на мои условия. Тяжелой работой оказалось общение с клиентами. Болтливые итальянцы, кажется, не способны конкретно и быстро решать вопросы. И договориться с ними о чем-то серьезном очень сложно. Прежде чем оформить бумаги о съеме квартиры, приходится выслушивать семейные истории, интриги с соседями, любовные изнанки совершенно незнакомых людей. И при этом улыбаться и готовить кофе. Поэтому, чтобы успешно работать в сфере обслуживания в Италии, нужно иметь либо нечеловеческое терпение, либо родиться в этой стране.

Понравилась статья? Поделись ссылкой:

Горячие предложения



Контактная форма

Ищете недвижимость? Напишите нам! Мы свяжемся с вами и предложим подходящие варианты

Как продать зарубежную недвижимость?