А все-таки она вертится
Сейчас, с началом осени-2011, активность покупателей вновь стартовала резко вверх. А при этом российские риэлторские компании, продающие «зарубежку», жалуются на трудности и падение доходов.
Мы провели небольшое исследование, задав нашим и зарубежным участникам рынка вопрос: «почему?». Результат получился интересным. Зарубежные коллеги открыто заявили, что российские просто не умеют работать, и посоветовали потребителю вообще миновать это «промежуточное звено». Российские сказали, что их слишком много – конкуренция высока. И посоветовали все-таки для надежности не ходить за границу напрямую, а прежде всего обращаться именно к ним – ибо риски.
Частично результаты исследования отражены в блиц-опросе, опубликованном в этом номере журнала.
А наблюдая со стороны, нельзя не признать, что по-своему правы и те, и другие. Плюс ко всему – клиент становится все сложнее и сложнее. Угодить ему и довести сделку до конца – порой очень тяжело, даже при обоюдном согласии. И периоды снижения активности на рынке переживать все труднее – запас прочности у компаний ведь не резиновый.
Но рынок все-таки оживился. Как говорит моя болгарская подруга-риэлтор: «У меня есть фирма. Она маленькая, я там вообще одна. Но все-таки это моя фирма». Так вот, все-таки. Работа на ближайшие месяцы есть, и есть заработки, хотя и несравнимые с докризисными временами. И мотивы клиентов, побуждающие их совершать покупки за рубежом, хотя и меняются с каждым годом, но все-таки остаются как таковые. Все-таки они есть – и мотивы, и клиенты. А значит, пока есть и рынок – трудный и конкурентный, но есть. Все-таки, значит, будем и дальше на нем работать.
26.09.2011