Перед выбором
В жанре выставочной критики
Начало было положено в Петербурге в сентябре на очередном конгрессе ProEstate, окончание марафона произойдет в начале декабря в Москве на выставке Top Line.
Регулярных специализированных выставок в Петербурге и Москве стало достаточно много – в общей сложности десяток в сезон. И клиенты, и участники рынка уже почти перестали их путать. Более-менее окончательно определились ниши, в которых работают те или иные организаторы. Так, в Петербурге самой статусной экспозицией, безусловно, остается ProEstate, мероприятие с самой насыщенной деловой программой в формате B2B – INFOREAL, выставка, собирающая самую целевую аудиторию, – это St. Petersburg International Property Show, а самая масштабная выставка, обеспечивающая максимальную явку публики и самую разнообразную деловую программу для клиентов, – Салон зарубежной недвижимости. В Москве лавры популярности неизменно удерживает Moscow International Investment Show («Тишинка»), далее идут DOMEXPO INTERNATIONAL (Гостиный двор) и «Вся недвижимость мира» в «Крокусе».
Серьезно изменилось наполнение экспозиций. Если в 2007–2008 гг. в Петербурге до 70% участников специализированных выставок составляли болгарские компании, то сегодня их доля не превышает 30%. Из числа постоянных участников экспозиций исчезли крупные кипрские девелоперские компании. Стали заметнее компании из Египта, Финляндии, Латвии. В Петербурге продолжается ротация и рост числа мелких риэлторских компаний, с разной степенью успешности пробующих себя на поприще сделок с зарубежной недвижимостью.
Осень-2010: особые приметы
Пламен Нецов, консул по визовым вопросам Республики Болгария в Санкт-Петербурге, нынешней осенью заявил, что из 50 тысяч виз, выданных в 2010 году консульством Болгарии, 10 тысяч пришлись на долю покупателей, владельцев недвижимости, их родственников и знакомых. Сегодня Болгария, по словам г-на Нецова, занимает второе место после Финляндии по количеству виз, выданных петербуржцам. Правда, по данным финского консульства, его клиентами за последний год стали полмиллиона петербуржцев – то есть на порядок больше.
Дискуссии разгораются вокруг ситуации в Латвии, где с 1 июля начали действовать поправки к закону «Об иммиграции», призванные стимулировать приток инвестиций в страну. Иностранным бизнесменам предложена возможность получения пятилетнего вида на жительство в случае покупки недвижимости в этой стране. Однако эта мера пока не привела к буму продаж недвижимости.
Новый штрих к портрету болгарской недвижимости: рынок стабилизировался, но рентабельность объектов не оправдывает ожиданий инвесторов. Покупатели, поверившие несколько лет назад в доходность на уровне 5–10%, сегодня выставляют свои объекты на продажу на вторичном рынке. На данный момент сдача в аренду приносит всего 2–4% годовых. Зато болгарские туроператоры пожинают неожиданные плоды покупательского бума: прошедший летний сезон оказался суперудачным для организаторов чартерных рейсов в Болгарию. По словам Любомира Христова, директора турфирмы «Алматур», туроператоры таких показателей по заполняемости самолетов не припоминают. Пассажиры – владельцы недвижимости.
Лукавство рейтингов
Портал Prian.ru заявил о том, что в ближайшие 2–5 лет инвестиции в «зарубежку» со стороны россиян могут возрасти в 10 раз. Кроме этого, портал обнародовал итоги своих двухлетних исследований интереса россиян к зарубежной недвижимости. По данным Prian.ru, российские покупатели консервативны: лидерами интереса все это время оставались Болгария, Германия, Испания, США и Финляндия. Несмотря на обилие предложений по Венгрии, Хорватии, Кипру, Португалии и Греции, эти страны не смогли приблизиться к лидерам.
Данные компании «МИЭЛЬ Distant Property Management», недавно обнародовавшей собственные наблюдения, расходятся с исследованиями экспертов Prian.ru на 180 градусов. Эксперты компании заявили, что в 2010 году растет интерес россиян к более дорогой недвижимости шенгенских стран и США, а самые доступные рынки, такие как Болгария и Черногория, продолжили терять позиции.
Эксперты «МИЭЛЬ» уверяют, что тенденция значительного снижения спроса продолжилась по Болгарии, которая с абсолютного лидерства по числу запросов (60% в 2008 г.) переместилась сначала в первую тройку (30% запросов в 2009 г.), а теперь замыкает первую десятку с 5% запросов по итогам I полугодия 2010 г. Что касается другого ранее популярного направления – Черногории – то, стартовав с 12% запросов в 2008 г., она сначала вырвалась в лидеры с 29% запросов в 2009 г., но затем заметно сдала позиции, и в I полугодии 2010 г. лишь 2% потенциальных клиентов интересовались недвижимостью в этой стране. Лидерство по числу обращений сейчас удерживают Италия (30%) и Германия (20%), а почетное третье место разделили между собой США и Чехия, собрав по 13% заявок.
Очевидно, лукавство состоит в том, что эксперты в последнее время чрезмерно увлекаются анализом именно поступающих запросов, порой имеющих мало общего с расстановкой инвесторских сил. Если же анализировать реальные сделки, то картина меняется кардинальным образом.
Разброс и маркетинг
Средняя сумма запросов по США, по данным «МИЭЛЬ», составляет $300–600 тыс. В Италии – самый большой разброс бюджетов на покупку недвижимости: от €81 тыс. до €1,5 млн. Болгария традиционно удовлетворяет запросы экономных: средний уровень сделок – от €40 тыс. до €100 тыс., минимальные запросы начинаются от €20 тыс.
Основной целью покупки по-прежнему остается сочетание отдыха и долгосрочной инвестиции (80% всех покупателей), чисто инвестиционные цели преследуют не более 10% клиентов. Предпочтение отдается готовым объектам, незавершенное строительство по-прежнему воспринимается, как риск.
Ничего нового нет и в том, что среди покупателей зарубежной недвижимости немало граждан, желающих сначала продать «лишний» объект на российском рынке, и на вырученные средства приобрести что-то за рубежом. Московские и петербургские риэлторские компании уже предлагают клиентам «пакетную» услугу: продажу объекта на родине с одновременным подбором варианта на чужой земле.