Осень-2008. Картинки с выставки
Москва не делает кассы
Представители девелоперских компаний, изначально нацеленных на инвесторов из Москвы, сегодня отмечают рост спроса на «зарубежку» в регионах. Модные ныне выставки зарубежной недвижимости становятся лакмусовой бумажкой состояния рынка. В Петербурге, Москве и крупных городах России нынешней осенью проходит в общей сложности около десятка специализированных мероприятий, участники рынка стараются присутствовать везде, дабы не упустить пик активности клиентов.
В Москве «зарубежных» экспозиций на порядок больше, чем в Петербурге, и стаж их работы – почтеннее. В Северной столице до конца прошлого года существовала единственная экспозиция, позволявшая найти друг друга питерским инвесторам и продавцам домов, квартир и земли в разных странах – «Зарубежный салон» в рамках Ярмарки недвижимости (сама Ярмарка уже отпраздновала десятилетний юбилей). Сегодня таких экспозиций в городе уже три – двукратную периодичность заявила компания «Петроэкспо», анонсируя очередную декабрьскую экспозицию «dom&home» в Манеже, и только что завершилась двухдневная International Property Show – это был «пробный шар» со стороны москвичей, не первый год собирающих полные залы у себя дома, на известной профессионалам рынка столичной «Тишинке». Дебют удался – приехали почти полторы сотни компаний, стремясь приблизиться к петербургскому покупателю.
Ищу партнера… или рупор
Если полтора года назад «зарубежку» в Петербурге предлагали в основном местные риэлторы, работающие по договорам с заморскими/заокеанскими коллегами, то ныне до половины каждой экспозиции составляют зарубежные гости. Едут главным образом представители застройщиков – каждый раз в программах выставок появляются десятки новых фирм.
Участие в выставках – дорогое удовольствие. «Я потратил на последнюю московскую выставку десять тысяч евро, – жалуется продавец из Испании. – Аренда стенда, дорога и проживание недешевы, но если я проведу хотя бы однудве сделки, затраты окупятся сторицей». Впрочем, никогда нельзя знать заранее, станут ли проконсультированные на стенде посетители реальными клиентами.
Поэтому не все готовы вкладываться в участие: очень многие вначале приезжают просто посмотреть. При этом представители зарубежных компаний часто стремятся установить контакт с как можно большим числом местных операторов, предлагая агентское вознаграждение.
На минувшей выставке «ДомЭкспо» в столице поиск партнеров вообще стал одной из главных насущных тем: многие компанииучастники вывесили на своих стендах соответствующие призывы к местным агентам, а к стенду журнала «Ваш дом за рубежом» ежедневно подходили за советом десятки гостей с Запада и Востока. Множество представителей компаний, впервые оказавшись в России с целью поиска клиентов, находятся в поисках рекламной площадки. Часто компании пытаются работать с русскими покупателями не только через местных агентов, но и напрямую, не открывая при этом представительство в России. У многих это получается.
Спрос рождает предложение
Участники выставок прирастают в геометрической прогрессии: ровно год назад петербургский «Зарубежный салон» собрал 107 компаний, нынешней весной – 132, а на ноябрьском «Салоне» заявлено уже 158 фирм. Московская «ДомЭкспо»: 174 (февраль2008) и 190 (октябрь2008) участников соответственно. Нынешний клиент имеет возможность выбирать.
Картина предложений для покупателей Москвы и Петербурга отличается разительно. В Петербурге массовый клиент ищет предложения в сегменте «эконом». Видимо, поэтому здесь который год с большим отрывом доминирует Болгария (эту страну представляют более 40% экспонентов). В столице причерноморский сосед тоже на первом месте, однако число предложений не превышает четверти от общего объема. Аналогичная картина – с турецкой недвижимостью, правда, предложений по ней пока не так много, как по болгарской.
Несмотря на снижение европейских цен, Старый Свет для России остается экзотикой: участники, представляющие рынки Франции, Италии, Англии, Германии, Финляндии, традиционно единичны. При этом Финляндия наравне с Болгарией считается лидером спроса у петербургских покупателей.
Зато в столице заметен приход «настоящей экзотики» – в нынешнем году появились предложения в Тайланде, Доминикане и Панаме. А в Петербурге нынешней осенью некоторые компании заявили о наличии предложений в странах Латинской Америки, обещают в скором времени начать продавать Индию. Предложения в Китае в обеих столицах принимают едва ли не массовый характер. Заметен приход в Россию австралийских девелоперов.
Проблема вилки и розетки
Кризис подстегнул активность испанских компаний: за последние полгода число фирмэкспонентов на выставках обеих столиц выросло в полторадва раза. Из диалогов с клиентами, нацеленными на испанский рынок, становится понятно: они считают падение цен веской причиной для совершения покупки именно сейчас. Риэлторы признаются, что основной объем сделок с курортной недвижимостью страны совершается в пределах бюджета в €150 тыс.
– Сегодня клиенты ведут себя сдержаннее. Мы в прошлом году проводили по 2–3 сделки в неделю, сейчас – меньше, – говорит Лилия Сарварова, директор по продажам кипрской девелоперской компании Aristo.
Традиционно немногочисленны балканские операторы. Но если полтора года назад к стендам с представителями Черногории в Петербурге и Москве стояли огромные очереди желающих получить консультацию, то теперь ничего подобного не наблюдается. «Черногория кончилась» – сказал коллега после посещения «Тишинки» нынешней весной. «Черногория продолжается», – парируют участники рынка. «Кончились легкие деньги, – делает вывод Иван Лагунов, директор по маркетингу Adriatic Dream Properties. – В прошлом году на каждой выставке клиенты стояли в очередь и покупали активнее, а сейчас, чтобы вести продажи, надо работать. Компании, которые не смогли подготовиться к смене ситуации, страдают и закрываются».
– Мы ехали сюда в первый раз, рассчитывая увидеть среди посетителей выставки серьезных инвесторов, а подходят и интересуются, главным образом, люди, которые ищут чтото недорогое для личных нужд, – не скрывает некоторого разочарования результатами работы на «ДомЭкспо» Юлия Алешина, руководитель русского подразделения TheMoveChannel (британская компания, предлагающая в Европе и Латинской Америке курортную и коммерческую недвижимость). «А нам клиенты задают такие вопросы, ответить на которые мы сегодня не в силах, – говорит Юлия Тишкова, представитель AVC Real Estate. – Просят посоветовать, где купить недвижимость так, чтобы через 8 месяцев получать гарантированную прибыль».
Изменение количества предложений по странам на петербургских и московских выставках за последний год, %
Страна
|
Зарубежный салон, ноябрь 2007, Петербург |
Зарубежный салон, март 2008, Петербург
|
Зарубежный салон,ноябрь 2008, Петербург |
Дом Экспо, февраль 2008, Москва
|
Дом Экспо, октябрь 2008, Москва
|
Болгария |
35,5 |
40 |
42,8 |
24 |
25 |
Испания |
15 |
13,6 |
17,6 |
10,3 |
23 |
Кипр |
6,5 |
9 |
8,2 |
8 |
8 |
Турция |
5,6 |
4,5 |
7 |
7 |
6 |
Финляндия |
2,8 |
2,2 |
4,4 |
1 |
0,5 |
Черногория |
6,5 |
5,3 |
6,3 |
6 |
2 |
Греция |
3,7 |
2,2 |
2,5 |
4 |
3,5 |
Италия |
2,8 |
0,7 |
2,5 |
3 |
2,5 |
ОАЭ |
3,7 |
2,2 |
2,5 |
7 |
5 |
Египет |
1,9 |
1,5 |
2,5 |
1 |
1,6 |
США |
|
0,7 |
0,6 |
1,7 |
0,5 |
Интернац |
7,5 |
6 |
2,5 |
1 |
3,5 |
Панама |
1 |
0,7 |
2 |
0,5 |
2 |
Франция |
|
|
1,5 |
1 |
1,6 |
Черногория |
|
7,5 |
3 |
6 |
2 |
Австралия |
|
0,7 |
|
0,5 |
0,5 |
Хорватия |
2,8 |
2,2 |
1,5 |
1 |
1,6 |
Украина |
|
|
|
1,7 |
1 |
Таиланд |
|
|
|
|
1 |
Германия |
|
0,7 |
|
1 |
1 |
Мальта |
|
|
|
0,5 |
|
Франция |
1 |
|
1,5 |
|
1,6 |
Велико британия |
|
|
|
4 |
0,5
|
Бельгия |
|
|
|
0,5 |
|
Чехия |
|
|
|
0,5 |
|
Голландия |
|
|
|
0,5 |
0,5 |
Венгрия |
|
|
|
0,5 |
|
Швейцария |
|
|
|
0,5 |
0,5 |
Доминикана |
|
|
0,6 |
|
1 |
Португалия |
|
|
1,5 |
|
|
Латвия |
|
0,7 |
0,6 |
3 |
|
Кыргыстан |
|
|
|
|
0,5 |
Эстония |
1 |
|
|
|
|
Марокко |
1,9 |
|
|
|
|
Казахстан |
|
|
|
0,5 |
|