Есть вопросы о недвижимости в Болгарии? Вам сюда!
  • Шипка и Етыр: Болгария, 19 век. Дух свободы и романтика болгарского Возрождения.

    Если вы хотите ощутить ветер исторического прошлого, почувствовать силу воды, которая протекает в стремнине, увидеть непревзойденные шедевры архитектуры и стать свидетелем древних национальных обычаев, то вам - сюда.

  • Четыре стихии Странджи

    Горный массив Странджа, покрытый дубовыми и буковыми лесами, начинается всего в получасе езды от черноморского побережья, и простирается до самой границы с Турцией, а также - за нее. Вся болгарская часть Странджи является национальным парком. Она изобилует природными достопримечательностями и историческими древностями.

  • Романтика и тайны Причерноморья

    За один яркий , насыщенный день мы увидим все главные жемчужины южной части болгарского Причерноморья! Посетим мистическое святилище древних фракийцев Беглик-Таш, поражающее воображение громадами обработанных древними мегалитов.

  • Минеральные источники, Троянский монастырь и очарование болгарской провинции

    2-дневная прогулка Бургас – Троянский монастырь – Чифлик – Севлиево – Габрово –Шипка – Бургас. Небольшое комфортное двухдневное путешествие в Центральной Болгарии откроет вам живописнейшие уголки этой страны. В Болгарии есть множество минеральных курортов, природных достопримечательностей, монастырей и музеев старинного зодчества под открытым небом, куда не приезжают организованные русскоязычные группы, зато здесь очень популярен туризм среди местного населения. Я покажу вам несколько таких мест.

  • Откуда начинаются горы, или путешествие в самый центр Болгарии

    За 1 день мы побываем в самом сердце Болгарии, увидим волшебной красоты горы, пройдем по лесным тропам (летом) или покатаемся на лыжах (зимой), увидим город-музей старинного зодчества и полакомимся блюдами традиционной болгарской кухни.

  • Посмотреть все туры в Болгарии

Поисковые слова, по которым нас нашли:

Берлин сильнее обстоятельств

Текст: Дмитрий НОВИК
Фото автора
Городов, которым у нас принято признаваться в любви, совсем не много: Париж, Венеция, Нью-Йорк. Немецкая столица если и входит в этот список, то она далеко от лидеров. Для русских, которые везде ищут родные аналоги, это вполне объяснимо: Берлин – город западный на все 100, хотя до него из Петербурга всего 100 минут полета.

 

Привет от Чарли

Все потому, что город сосредоточен на преодолении последствий холодной войны, преодолении разделения Германии, разрезавшего город физически причудливыми зигзагами Берлинской стены.

Большинство русских, осознанно или подсознательно, чувствуют себя проигравшими в холодной войне, для них все эти проблемы выглядят чуждой экзотикой. Поэтому не слышно русской речи в многоязыкой толпе людей со всего света, снующей вокруг CheckpointCharlie – белой деревянной будки, обложенной мешками с песком и обозначавшей границу между американским и советским секторами Берлина. А едва ли в Европе найдется более знаменитое место, связанное с историей ХХ века. Гравитация CheckpointCharlie ощущается на квартал в любую сторону, даже соседняя аптека называется Charlie.

Русских не видно и в расположенном рядом с будкой Музее Берлинской стены, на входе которого висит могучая мемориальная доска про Брежнева. Она снята в перестройку с дома на Кутузовском проспекте, где жил генсек – четырежды герой, и подарена Берлину.

 

Стена

В центре города трасса стены выложена двумя рядами брусчатки и металлическими табличками с надписью «BerlinerMauer. 1961–1989». Три фрагмента стены сохранены и превращены в мемориалы с музеями и информационными центрами. Не увидев их, невозможно понять драйва того самого преодоления, невозможно прочувствовать характер Берлина.

Самый короткий кусок стены расположен недалеко от CheckpointCharlie, напротив знаменитого выставочного центра MartinGropiusBau, где почти десять лет назад был показана огромная выставка немецких и русских художников «Берлин – Москва, Москва – Берлин 1950–2000». Самый точный и подробный фрагмент стены с вышками и следовыми полосами начинается недалеко от станции Nordbahnhof. Самый длинный и самый знаменитый носит название EastSideGallery и расположен на берегу Шпрее в восточной части Берлина. После падения стены ее 1300 метров разрисовали сотни художников со всего света. Именно там находится знаменитый «поцелуй» Брежнева и Хонеккера, который сделал всемирно известным его автора — московского художника Дмитрия Врубеля, теперь живущего в Берлине.

Впрочем, чтобы понять и почувствовать этот город, необходимо неторопливо рассмотреть не только CheckpointCharlie и стену, но еще многое другое. Сравнительно небольшой по размеру Берлин, тем не менее, не открывается за два-три дня, как многие европейские столицы. Наметим только самые главные силовые линии.

 

Народная тропа

Обязательный путь (лучше проделать его пешком) любого гостя Берлина — улица Эбертштрассе, которая соединяет Потсдамерплац и Рейхстаг, по пути огибая Бранденбургские ворота.

Про каждое из этих трех мест сочинены горы текстов. Конечно, надо подняться на огромном лифте на крышу Рейхстага (не забыв предварительно зарезервировать приглашение на сайте немецкого парламента), чтобы потрогать его купол, придуманный сэром Норманом Фостером. Потом уже пешком взобраться по спиралевидной лестнице, идущей по внутренней поверхности купола на самый верх. Прилечь на удобный деревянный диван и увидеть берлинское небо. Да и вид с самой крыши на центр Берлина – один из лучших.

Можно потусоваться в толпе себе подобных у Бранденбургских ворот, откуда хорошо видно, как велик парк Тиргартен, европейский аналог CentralPark, и как скромна по его масштабам аллея Унтер ден Линден — главная улица Берлина. Впрочем, если продолжить аналогию с Нью-Йорком, здесь несколько главных улиц. В довоенном Берлине и позже в Западном это была Курфюстендамм, она осталась таковой и в новом Берлине. С ней может соперничать Фридрихштрассе, соединяющая мюзик-холл «Фридрихштад-палас» на севере и кварталы около круглой площади Мерингплатц на юге, где чаще немецкой слышна турецкая речь. Между ними последовательно: старинная станция городской электрички S-bahn «Фридрихштрассе», бойкий перекресток с Унтер ден Линден (читай – угол Невского и Садовой), галерея Лафайет, где интерьер сочинен блистательным Жаном Нувелем, как два прозрачных конуса, вставленные друг в друга разновеликими основаниями. И на десерт — CheckpointCharlie. Пройдя пешком всю Фридрихштрассе, ощущаешь себя почти берлинцем.

 

Символ обновленного города

Прежде чем ринуться на Потсдамерплатц, поснимать Сони-центр и небоскребы, лучше запастись скачанной с любого поисковика фотографией этой пощади времен стены. Это был огромный пустырь, где обитали сомнительные личности. После падения стены и объединения Германии именно это пространство немцы решили сделать витриной своего государства.

Наверное, удалось не все. Сони-центр архитектора Хельмута Яна по праву сердце Потсдамерплац, слишком сильно потянул одеяло на себя, подчинив всю остальную архитектуру. Но мы предупреждали, что Берлин не открывается сразу. И побродив по площади и соседним улицам, можно найти, например, скворечник на крыше офисного здания, построенного Ренцо Пьяно. Или набрести на здание Берлинской филармонии. С этой постройки Ганса Шаруна сорок с небольшим лет назад началось современное филармоническое строительство. По всему миру появились залы, обшитые деревом, с превосходной акустикой. Концертный зал в Петербурге, прозванный в слушающем народе «Мариинка-3», из этого ряда.

 

Берлинский Амстердам

Унтер ден Линден оказывается очень короткой для главного столичного променада, но здесь работает каждая деталь. Даже стеклянные стены автобусных остановок сделаны вогнутыми изнутри. Чтобы табло, извещающее о ближайшем автобусе, отражалось в нем не зеркально, а прямо, легко читабельно.

Улица заканчивается у Музейного острова, на нем находится еще один «берлинский узел». Его знак — синий «Гумбольт бокс». В этой временной постройке находится небольшой Музей Королевского дворца, который располагался рядом. Он сильно пострадал во время войны, власти ГДР заменили его собственным вариантом московского Дворца Съездов. Недавно этот дворец снесли. Начинается воссоздание королевского, и это также символ преодоления.

Если посмотреть налево от «Гумбольт бокса», то видна вся музейная империя Берлина, каждый из пяти музеев вывесил свой флаг с названием. Посещение Музея Пергамского алтаря и египетской коллекции Нового музея – обязательны.

Справа от «Бокса» находится восточная часть Музейного острова — берлинский Амстердам с каналами, пешеходными мостами, тихими набережными и шлюзами. Напротив восточной стрелки острова — новое здание посольства Нидерландов. Разумеется, место выбрано не случайно.

 

С высоты социализма

За Музейным островом стартует Карл-Либкнехтштрассе. Первое же здание на ней – отель «Рэдиссон», знаменитый своим AquaDom– аквариумом, спроектированным Сергеем Чобаном. В прямоугольном атриуме прямо над ресепшен воздвигнут цилиндр высотой 25 метров, в который помещается 1 млн литров воды. Внутри цилиндра двигается лифт, чтобы лучше разглядеть сотню видов живущих там рыб. Говорят, что в этом отеле самые дорогие номера именно с видом на аквариум, а не на берлинские красоты.

Напротив отеля в небольшом сквере спрятались бронзовые Маркс и Энгельс, больше похожие на крестьян, чем на интеллектуалов, как их было принято изображать у нас. За отцами-основателями сияет шар смотровой площадки и технического центра берлинской телебашни. Это едва ли не единственный гэдээровский символ, сохраненный в новом Берлине. Речь не о физическом существовании башни, а о ее использовании как городского лейбла. Надо отдать должное проектировщикам, башня превосходно смотрится с самых разных берлинских точек, начиная с вершины Французского собора и купола Рейхстага и заканчивая скромными улицами где-нибудь неподалеку от аэропорта Тегель.

Сказать, что с круговой панорамной площадки телебашни, расположенной на высоте 203 метра, виден весь Берлин, было бы преувеличением. Но постоянные очереди на подъем говорят о том, что увидеть можно многое. Прямо под башней роится знаменитая Александрплатц, от которой уходит на восток широкая Карл-Маркс аллея. Властям ГДР представлялось, что она ведет в светлое будущее, оказалось, совсем не туда. Теперь немцы думают: сносить или сохранять помпезные, но пришедшие в упадок здания, стоящие вдоль аллеи?

С западной стороны от башни выстроились музеи на острове, между которыми снуют городские электрички и скоростные поезда. В дымке проступают здания нового Главного вокзала и правительственного квартала на берегу Шпрее.

 

Крупнейший в Европе

Главное пространство Berlin Hauptbahnhof разделено на три этажа. Пассажир может попасть в него двумя путями: со стороны Инвалиденштрассе и с противоположной стороны, откуда по берегу Шпрее десять минут пешком до правительственного квартала. Третий путь – метро, но пока его ветка U55 состоит всего из трех станций и не загружена. Над головой пассажира, вошедшего в главный уровень с множеством магазинов и разнообразного общепита, оказывается одна система путей, идущих с запада на восток, под ногами другая – с юга на север. По каждой проходит десяток поездов в час. Разумеется, никаких тупиков. В Европе привычные нам вокзалы давно считаются анахронизмом. Но когда в Петербурге предложили соединить подземной веткой Московский и Финляндский вокзалы, авторам этой идеи долго крутили пальцем около виска.

 

Путь к Олимпу

Еще несколько важных мест существуют в Берлине, не увидев которые, не понять, что такое современная немецкая столица.

Не рейтингуя их по значимости, начнем с Олимпийского стадиона, построенного к Играм 1936 года. Когда вечером нет футбола, на стадион весь день пускают за небольшую плату. По билету можно еще посмотреть Музей истории стадиона и ту Олимпиаду, а также подняться на башню, откуда виден весь Берлин. Стадион является памятником нацистской архитектуры, совершенством пропорций, напоминающим античные арены. Но немцам удалось избавиться от духов прошлого, это современное сооружение и внутри ничего не напоминает об известном фильме Лени Рифеншталь.

Знаменитый Вальдбюне – концертный зал под открытым небом – находится рядом, у подножия башни стадиона. Вальдбюне строили также к 1936 году, поэтому вход обрамлен брутальной тевтонской скульптурой.

 

Шоколадные бомбы

Еще один интереснейший объект – бывший аэропорт Темпльхоф, который сейчас оказался едва ли не в историческом центре Берлина. Он был построен в 1926 году как главные воздушные ворота Германии. От помпезного центрального аэровокзала отходят две симметричные дуги грузовых терминалов, по полкилометра каждая. Они оказались очень кстати, когда СССР решил устроить блокаду Западному Берлину. «Шоколадные бомбы» были красивой метафорой, на деле Темпльхоф спас город от голода, принимая самолеты едва ли не ежеминутно.

В 2008 году все полеты прекратились, здания сдаются в аренду под офисы и склады, а две взлетно-посадочные полосы (каждая больше 2 км) и окружающие их газоны превращены в городской парк. Два километра хорошего бетона — рай для роллеров и велосипедистов. «Безлошадным» гуляющим комфортно на траве. В будущем вокруг поля собираются построить высокие жилые дома. Уже проведен конкурс на мастер-план, который выиграло шотландское архитектурное бюро. Обещано сохранить бетонку как парк для активного отдыха.

 

Наследие трудящихся

В том же году, когда закрыли Темпльхоф, несколько берлинских кварталов жилой застройки 1920 — начала 1930-х годов были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Творения Бруно Таута и других немецких архитекторов стали первым в мире массовым жильем ХХ века, получившим этот почетный статус. Реставрация была заведомо неокупаемой, но этот проект также стал символом преодоления.

Самый знаменитый квартал-поселок – Хуфайзен находится на юге Берлина. Центральный комплекс, творение Таута, имеет форму подковы. Здания тщательно отреставрированы, видно, что сохранены деревянные оконные переплеты.

Остальные кварталы расположены на севере и западе Берлина.

Сименсштадт состоит из совсем скромных серых домов и был построен для рабочих электрического концерна. По сравнению с ним сверкающие белизной дома Вейссештадта выглядят образцом современного эконом-класса. У этого района есть недостаток: над ним, совсем низко, можно разглядеть бортовые номера весь день заходящих на посадку самолетов, следующих в аэропорт Тегель. Но этим очень удобным для гостей воздушным воротам осталось жить недолго. В 2013 году единственным хабом немецкой столицы станет новый аэропорт Берлин-Бранденбург.

14.11.2012

Понравилась статья? Поделись ссылкой:

Горячие предложения



Контактная форма

Ищете недвижимость? Напишите нам! Мы свяжемся с вами и предложим подходящие варианты

Как продать зарубежную недвижимость?