Австрия. Глазами главного архитектора
ВЕНА
Вена не похожа на знакомый по фотографиям и рассказам мощный имперский город, как я его понимаю, с огромными площадями для военных парадов. Неожиданно было увидеть строгую псевдоримскую архитектуру. Аналогом я бы назвал знаменитый фильм Ридли Скотта «Гладиатор». Такое впечатление, что его снимали в Вене, очень похоже. Это не было разочарование, но я ожидал увидеть множество открытых пространств, однако все значимые городские –оказались закрыты зеленью. Из-за этого они воспринимаются иначе.
Еще одно неожиданное впечатление: я нашел в Вене немало аналогов, сомасштабных проекту «Набережная Европы», недавно представленному на международный конкурс в Петербурге. Масштаб застройки, высота зданий, соотношение высоты застройки к ширине улиц, организация малых площадей у проекта Евгения Герасимова – Сергея Чобана, победившего на конкурсе, все это, как оказалось, напоминает центр Вены, кварталы вокруг улицы Ринг-штрассе. Это было очень интересно – погулять по будущему Петербургу.
Единственное отличие от Петербурга или от того же Парижа – в Вене, к сожалению, отсутствуют парадные набережные. Но центр Вены производит сильное впечатление. Весь центр построен по единому плану во времена расцвета Австро-Венгерской империи. Несмотря на то что это очень старый город, известный с античных времен, такие современные постройки, как «Хаас – хаус» Ханса Холляйна на Штефанс-плац, были в свое время одним из знаков появления новой архитектуры в старом городе. Сейчас по прошествии почти 20 лет после его создания видно, что в архитектурном отношении там есть некоторые переборы. И они совсем не в стеклянном цилиндре, выступающем над основным объемом здания и отражающем старую архитектуру, в частности собор Св. Штефана. Избыточно полное остекление здания, диссонирующее и режущее глаз. Но в целом нет ощущения, что современная архитектура противоречит старой Вене. Это свойственно многим западным городам, но почему-то совершенно недостижимо у нас.
Я обратил внимание, что в Вене окна жилых домов выводятся заподлицо с внешней стороной фасада. Это создает ощущение макета, театральной декорации, усиленное «компьютерной» одинаковостью фасадов и окон, созданных задолго до появления компьютеров. Что для Петербурга совсем нехарактерно. Нам привычнее заглубление оконной коробки, что вызвано толщиной капитальных стен.
ГРАЦ
Самый яркий пример вторжения эпатажной архитектуры, который я видел в Австрии, это Кунсхаус в Граце, построенный в 2003 году по проекту англичан Питера Кука и Колина Фоурнира. В самом центре города – темный, почти черный «надутый стеклянный пузырь с сосками». Странное ощущение, но он совершенно не раздражает. Пытаться представить себе что-то подобное в Петербурге практически нереально. Возможно, что пузырь выглядит как аттракцион, не исключено, что временный. Во всяком случае, нет ощущения постоянного, зато есть ощущение праздника. Впрочем, нигде я не встретил диссонирующих высотных доминант: ни в историческом центре городов, ни за их пределами.
Там же в Граце прямо в реку Мур с достаточно сильным течением встроено кафе под названием «Остров». На самом деле это мост через реку, который придумал знаменитый американский архитектор и художник Вито Аккончи. Решетчатая конструкция производит сильное динамичное впечатление, «Остров» упирается течению. Этот как бы «второй ряд» после набережной может быть вполне уместен и для Невы.
ЗАЛЬЦБУРГ
Дорога из Вены в Грац огибает холмы, и это потрясающе красиво. Когда едешь из Вены в Зальцбург, шоссе часто огорожено шумопоглощающими экранами. Автомобиль оказывается в тоннеле. Зато подъезд к городу окупает все «дефекты» дороги, физическое качество которой, как и всех остальных дорог в Австрии, превосходно.
При подъезде к городу виден Хоэнзальцбург – одна из крупнейших средневековых крепостей Европы, которая известна с 1077 года. Она расположена на вершине горы Фестунг.
Изза того, что Зальцбург зажат посреди гористой местности, дома лепятся к подпорным стенкам или самим скалам. Многие кажутся декорациями, нарисованными на скалах. Но это реальное жилье, причем обладающее всем набором современного комфорта.
Зальцбург напомнил мне Карловы Вары, в расщелине между горами течет река, и на ее берегах расположен неторопливый город с архитектурой из старых сказок. Думаю, что в Зальцбурге просто строжайше запрещено новое строительство, во всяком случае в историческом центре. Создается ощущение идеального места, тихой обители для жизни пенсионеров.
В мае в магазине бойко торгуют... елочными игрушками. Это еще и мастерская, которая занимается изготовлением только елочных игрушек ручной работы. Практичные австрийцы хорошо понимают, что им нет смысла менять «экспозицию», занимающую несколько залов. Товар пользуется неизменным спросом во все сезоны. Это такой же типичный для Зальцбурга сувенир, как конфеты «Моцарт» в синей обертке. А вот сам Моцарт, изображенный на городском памятнике, совсем непохож на привычного для нас юношу в белом парике с той же конфетной этикетки.
Общее впечатление от Австрии – стремление людей сохранить аутентичность архитектуры. В архитектурном заповеднике Штюбинг в 15 километрах от Граца показаны образцы самой старой архитектуры, собранные со всей Австрии: мельницы, акведуки, печи для обогрева и приготовления пищи. Все действует, и можно посмотреть. Но и современные частные домики в курортном местечке Мондзее на одноименном озере не уступают старине по живописности.