Есть вопросы о недвижимости в Болгарии? Вам сюда!
  • Шипка и Етыр: Болгария, 19 век. Дух свободы и романтика болгарского Возрождения.

    Если вы хотите ощутить ветер исторического прошлого, почувствовать силу воды, которая протекает в стремнине, увидеть непревзойденные шедевры архитектуры и стать свидетелем древних национальных обычаев, то вам - сюда.

  • Четыре стихии Странджи

    Горный массив Странджа, покрытый дубовыми и буковыми лесами, начинается всего в получасе езды от черноморского побережья, и простирается до самой границы с Турцией, а также - за нее. Вся болгарская часть Странджи является национальным парком. Она изобилует природными достопримечательностями и историческими древностями.

  • Романтика и тайны Причерноморья

    За один яркий , насыщенный день мы увидим все главные жемчужины южной части болгарского Причерноморья! Посетим мистическое святилище древних фракийцев Беглик-Таш, поражающее воображение громадами обработанных древними мегалитов.

  • Минеральные источники, Троянский монастырь и очарование болгарской провинции

    2-дневная прогулка Бургас – Троянский монастырь – Чифлик – Севлиево – Габрово –Шипка – Бургас. Небольшое комфортное двухдневное путешествие в Центральной Болгарии откроет вам живописнейшие уголки этой страны. В Болгарии есть множество минеральных курортов, природных достопримечательностей, монастырей и музеев старинного зодчества под открытым небом, куда не приезжают организованные русскоязычные группы, зато здесь очень популярен туризм среди местного населения. Я покажу вам несколько таких мест.

  • Откуда начинаются горы, или путешествие в самый центр Болгарии

    За 1 день мы побываем в самом сердце Болгарии, увидим волшебной красоты горы, пройдем по лесным тропам (летом) или покатаемся на лыжах (зимой), увидим город-музей старинного зодчества и полакомимся блюдами традиционной болгарской кухни.

  • Посмотреть все туры в Болгарии

Поисковые слова, по которым нас нашли:

Испанская осень-2009. В ожидании хороших вестей

Пока испанские девелоперы подсчитывают убытки, российские операторы, ориентированные на покупателей из Петербурга и Москвы, заявляют о росте интереса соотечественников к покупке недвижимости в Испании.
Текст: Юлия ЛОЗОВСКАЯ

Впрочем, участники испанского рынка «на местах» оптимизма россиян пока не разделяют, при этом не отрицая, что активность русских покупателей, начиная со II квартала 2009 года, в самом деле повысилась. Очевидно, цены снизились до такой степени, что инвесторы уже боятся пропустить пресловутое дно. Но если некоторые российские операторы берут на себя смелость оценивать долю «наших» на испанском рынке аж до 75%, то испанские риэлторы говорят, что на самом деле этот показатель традиционно не превышает 15–20%.

По данным El Pais, одной из крупнейших испанских газет, в конце 2008 года на рынке находились 997 652 жилые новостройки. 47% из них – около полумиллиона новых домов – расположены на побережье. Столь большое количество непроданных объектов курортной недвижимости не несет рынку недвижимости Испании ничего хорошего.

Летом нынешнего года президент группы крупнейших девелоперских компаний Испании G­14 Педро Перес заявлял о том, что «рынок «вторых домов» испытывает крупнейший спад продаж. И это вполне естественно, поскольку при возникновении финансовых затруднений люди в первую очередь отказываются именно от них».

При темпах продаж 2007 года имеющееся на рынке количество домов для летнего отдыха было бы продано за 16 месяцев. Однако при текущих темпах на это уйдет около пяти лет.

Девелоперы пока не будут начинать новых проектов, во многом – из-за того, что банки не будут давать им кредиты. Это означает, что экономике прибрежных регионов Испании придется научиться обходиться без строительного сектора, который являлся одним из главных ее столпов (наряду с туризмом) в течение нескольких десятилетий. В период бума в Испании строилось от 20 до 30 новых объектов на одну тысячу человек населения, по сравнению с 8–10 в среднем по ЕС.

Испанская El Pais пишет, что побережье страны превратилось в заброшенную стройплощадку и усеяно городами-призраками. Впрочем, по мнению эксперта рынка недвижимости Испании из Университета Барселоны Гонзало Бернардоса, существуют и «некоторые проблески надежды». Так, благодаря падению цен и снижению процентных ставок по ипотеке скидки на летние дома достигают 40–50%. Это позволило продажам в мае и июне текущего года держаться на «приличном» уровне. При таком темпе продаж рынок «вторых домов» избавится от всех непроданных объектов в течение трех с половиной лет, прогнозирует специалист.

Российский спрос «качнулся»

Анастасия Волобой, глава представительства OLE International в Санкт­Петербурге, считает, что, несмотря на кризис, в первой половине 2009 года спрос на недвижимость в Испании сохранялся. «Особенно рынок оживился с апреля, когда курс евро более­менее стабилизировался. Это больше всего волновало и волнует наших клиентов, в особенности тех, у кого все сбережения в рублях. Уже с марта 2009 года наблюдается повышенный интерес к коммерческой недвижимости (отели, рестораны, магазины), а также к резко подешевевшему новому жилью на крупных испанских побережьях. Сегодня также пользуются особым спросом объекты от банков, которые, как правило, долго не задерживаются в продаже, а уходят с молотка по очень доступной цене. Большинство покупателей сегодня – это жители Москвы и Петербурга», – характеризует ситуацию Анастасия Волобой.

– Примерно в два раза по сравнению с весной 2009 года увеличилось количество просмотров. Причем наибольшую активность проявляют именно россий­ские клиенты. Следом за ними по активности просмотров идут бельгийские покупатели, затем голландцы, – признает Владимир Ксенофонтов, генеральный директор Overseas Property Rus Ltd, представитель испанской строительной компании Marjal International. – Возродился, но остается весьма низким спрос со стороны английских инвесторов. До былого ажиотажного спроса еще далеко, пока заметны первые признаки оживления рынка (постепенное увеличение числа просмотров и сделок, снижение скидок и бонусов от застройщиков). Тот, кто в ближайшее время купит качественную, удачно расположенную недвижимость вблизи берега моря, в недалеком будущем окажется в числе наиболее удачливых инвесторов.

А вот интерес к коммерческой недвижимости со стороны россиян местные участники рынка, при более близком рассмотрении, объясняют в первую очередь неинформированностью клиентов: когда наши сограждане узнают о доходности от ведения бизнеса в Испании, они сразу теряют интерес. «Я считаю, что ведение бизнеса в Испании – очень специфическая вещь. Сначала надо несколько лет пожить в Испании, понять менталитет, обычаи и традиции этого веселого и удалого народа и только потом думать о покупке коммерческой недвижимости с целью организации бизнеса в Испании», – уверен Владимир Ксенофонтов.

География оптимизма

Средняя цена сделки между российскими покупателями и продавцами курортной недвижимости в Испании в 2009 году снизилась примерно в полтора раза. Если раньше платежеспособный спрос находился на уровне €180–250 тыс., то сейчас сделки начинаются от €120–140 тыс. При этом спрос сконцентрирован на береговых объектах, которые в перспективе будут сдаваемы в аренду.

Наиболее популярны (в порядке убывания): Коста-Бланка, Коста-Брава, Коста-Дорада и Коста-дель-Соль. Коста-Бланка очень популярна потому, что здесь более 300 солнечных дней в году и самые теплые в Испании зимние месяцы (температура в январе днем от +13 до +22 градусов Цельсия). Плюс отличная инфраструктура, множество древних памятников истории и архитектуры, великолепные пляжи, теплое море с самым длинным в Европе купальным сезоном, шикарный климат. Коста-Брава и Коста-Дорада – самые близкие к Барселоне побережья Испании, имеющие хорошую высокоразвитую инфраструктуру и индустрию развлечений. Но эти побережья сильно проигрывают по климату Коста-Бланке, особенно в зимнее время. Коста-дель-Соль – отличное место для жизни и отдыха, не менее популярное у европейцев, чем Коста-Бланка. Однако Коста-дель-Соль проигрывает Коста-Бланке в одном: море на Коста-дель-Соль холоднее, чем на Коста-Бланке. Дело в том, что у побережья Коста-дель-Соль большие глубины моря, и вода из­за этого плохо и медленно прогревается. Во всем остальном Коста-дель-Соль ничем не уступает Коста-Бланке. Хорошие перспективы имеет Коста-де-ла­Лус (южная часть Атлантического океанского побережья Испании), но оно еще не раскручено в России.

На войне как на войне

За последний год сотни мелких и средних испанских строительных компаний потерпели фиаско. Выстоявшие компании заявляют о готовности к выгодным для себя сделкам, ожидая появления земельных участков или неоконченных объектов по демпинговым ценам.

На самый часто задаваемый клиентами вопрос «А будет ли еще одна просадка в Испании этой осенью?» эксперты заявляют, что понижение цен возможно на определенных сегментах испанского рынка недвижимости, например на некачественную «вторичку», неудачно расположенную или имеющую скрытые дефекты. Здесь довлеющим фактором является наличие залоговой недвижимости у банков, которую они могут – теоретически – одномоментно выкинуть на рынок и обрушить его. «Однако такая ситуация маловероятна», – уверяет Владимир Ксенофонтов.

По мнению эксперта, скорее, по окончании летнее-осеннего курортного сезона произойдет некоторое снижение спроса на «вторичку», которое выразится в незначительном снижении цен (в пределах 3–5%) в этом сегменте недвижимости. В секторе высоколиквидной недвижимости, считают операторы, дно кризиса пройдено.

 

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Юлия Титова, руководитель департамента зарубежной недвижимости компании
«БЕСТ-Недвижимость»:
– Правда ли, что россияне стали активнее приобретать в Испании по сравнению с прошлым годом? 
– Все ожидают достижения дна, нижний пик поймать малореально, поэтому инвесторы делают попытки фиксировать цену на уровне, близком к минимальному. Россияне, в основном, стремятся купить или что-то очень дешевое (ну должно же было подешеветь!), или что-то стоящее, дорогое, для себя, то, что сегодня можно купить дешевле, чем это стоило года два назад.
– Насколько сегодня велико влияние покупателей из России?
– В Испании влияние покупателей-россиян никогда не было доминирующим. Выходцы из России не превышают пятой доли от общего числа покупателей.
– Отмечается ли рост внутреннего спроса по сравнению с ситуацией полугодичной, годичной давности?
– Ощущается, но слабо. Решают свои жилищные проблемы те, кто не может или не хочет ждать по личным причинам.
– Какие районы страны сегодня наиболее популярны?
– Коста-Брава и особенно Барселона, Коста-дель-Соль, Тенерифе.
– Какова сейчас минимальная цена сделки?
– Минимум – €100 тыс., это студио или маленькая односпальная квартира на Тенерифе. Максимум – нет пределов, сегодня покупают и миллионные виллы.
– В каких районах страны цены упали максимально?
– Цены сильно упали на Коста-Бланке, где огромное количество построенного на ипотечные деньги и непроданного жилья. На Тенерифе было недорого. А на Коста-Браве, которая всегда в цене, те, кого не вынуждают обстоятельства продавать, просто сняли свои объекты с продажи. Цены просели совсем мало в этих местах (максимум на 10%). А вот на Коста-Бланке в отдельных вариантах – до 70%.
– Пожалуйста, прокомментируйте недавнюю публикацию в El Pais, где побережье Испании названо «цементным кладбищем».
– Полагаю, что речь идет как раз о Коста-Бланке, где велась огромная стройка, а сейчас никто не живет.
– Чем занимаются испанские застройщики, не имея возможности начинать новые проекты?
– Пытаются продать построенное, разобраться с банками.
КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ
Виктория Евстратова, эксперт по зарубежной недвижимости ООО «АЛИСА ЭСТЕЙТ»:
– Наибольшим спросом пользуется жилье в ценовом диапазоне €100–250 тыс. За эти деньги в Испании можно приобрести апартаменты, пригодные для сдачи в аренду в сезон. Недвижимость из-под залога продается, как правило, с существенным дисконтом, поэтом традиционно пользуется спросом. В нашей практике были случаи, когда объекты, оцененные банком в €700–800 тыс., продавались этим же банком по цене €600–650 тыс. Но это касается только вторичного рынка. Интерес к коммерческим объектам невысок. У многих инвесторов сейчас просто нет четкого понимания, в какой именно бизнес они хотят вложить капитал.
 
Максим Боганьков, коммерческий директор GlobusNW:
– Пять-семь лет назад, когда в Испании начался строительный бум, не строил разве что ленивый, даже стоматологи и продавцы фруктами открывали свои строительные компании, пользуясь 100%­ным кредитованием. Несомненно, это отразилось на качестве жилья, дизайне, а главное, послепродажном обслуживании и управлении. Как только банки сократили выдачу кредитов под новостройки, множество скороспелых компаний разорилось. Строительные компании с многолетним опытом работы и со своими финансовыми ресурсами не пострадали. Ведь многие покупатели сейчас рассматривают не только дешевизну продающегося объекта, но и уровень строительства, и послепродажное обслуживание.
 
Владимир Ксенофонтов, генеральный директор Overseas Property Rus Ltd, представитель испанской строительной компании Marjal International:
– Влияние покупателей из России на испанский рынок имеется, но преувеличивать его не стоит. Скорее, существует расхожий и популярный красивый миф о богатых россиянах, швыряющих миллионы евро на понравившийся им объект и скупающих целые сегменты испанского рынка недвижимости. Реальность сейчас совершенно иная. Российский покупатель испанской недвижимости – это успешный бизнесмен средней руки, умеющий считать собственные деньги и ценящий как свое, так и чужое время. Он достаточно информирован, хорошо эрудирован, в меру экономен и расчетлив.

Понравилась статья? Поделись ссылкой:

Горячие предложения



Контактная форма

Ищете недвижимость? Напишите нам! Мы свяжемся с вами и предложим подходящие варианты

Как продать зарубежную недвижимость?