К черту гарантии?
Впрочем, и анекдоты остались. С ноткой ностальгии в голосе, например, труженики финского realestateрассказывают, как некогда приезжал барин, ой, простите, обыкновенный рядовой бизнесмен из соседнего Питера и, окинув зорким глазом одинокий домик на косогоре на берегу лесного озера, спрашивал: «Сколько?» Получив ответ, давал в полтора раза больше – и, гордо приосанившись, уезжал по своим делам. Байкам – лет 7–10. Болгарские байки помоложе, они рождены в самые предкризисные годы, когда цены росли по 30% в год, и многим казалось, что так будет всегда, а русские только-только почувствовали вкус недорогой болгарской недвижимости у самого Черного моря, вкус рыночных спекуляций, и девелоперы с истинно межнациональным размахом чуть было не застроили все побережье вдоль и поперек. Чуть-чуть не успели. Болгарские девелоперы и риэлторы любят вспоминать, как «продали полторы тысячи квартир в комплексе за одно лето, не успев даже построить сайт», «сотню апартаментов за сутки» и тому подобное. Такие истории слушаются, как сказки, а ведь это было реальностью всего каких-нибудь года 4 назад.
Сегодня обладание «зарубежкой» перестало быть уделом состоятельных людей. В моде – анекдоты, то есть, простите, истории о клиентах, слетавших на просмотры по 8 или 17 раз за сезон и так ничего и не купивших. Покупки стали более массовыми, но работать стало сложнее. Потому что самый распространенный запрос из уст простого советского инженера, то есть, простите, современного среднестатистического покупателя, звучит так: «Хочу купить недорого ликвидный объект в теплой европейской стране, у воды, так, чтобы его легко было сдать в аренду, в обозримом будущем отбить затраты, а к пенсии получить статус резидента и переехать туда жить». Узнаете?
Но реальность меняется так быстро, что подобных гарантий клиенту не даст никто – даже тот, кто их пообещает. Например. Прошлогодний сезон аренды был провальным: на фоне резко упавших турпотоков владельцы даже самых ликвидных вариантов на морских берегах неожиданно вынуждены были их сдавать с дисконтом едва ли не в 50% или ждать лучших времен. Времена наступили. В только что завершившемся летнем сезоне участники разных околопляжных сфер – и рестораторы, и владельцы недвижимости, и туроператоры – сделали неплохую кассу. Особенно в странах недорогого отдыха. А что будет в следующем году? Лучше даже не гадать и тем более не гарантировать.