Жан-Пьер Хейм: "Работать нужно - и все будет хорошо!"
Подход к «искусству расходования пространства» у Жан-Пьера Хейма поэтизирован настолько, насколько это вообще совместимо с функциональностью человеческого жилища. Любовь к путешествиям позволила ему глубочайшим образом проникнуть в архитектурное наследие Африки, Среднего Востока, Азии, побережий Карибского и Средиземного морей – словом, тех мест, где сегодня он с удовольствием строит свои дома, в которых очевидна и вместе с тем едва уловима грань между традиционностью и оригинальностью.
– Мсье Хейм, что вы считаете главным, когда беретесь выполнять проекты по строительству дома для того или иного человека?
– На мой взгляд, это гармония между зданием, которое строится, и тем местом, где происходит строительство. Работая над любыми проектами, я стараюсь добиваться максимального соответствия дома и окружающего его пространства. Для приватных проектов такой баланс между домом и природой особенно значим, но при этом и решать такой вопрос в какой-то степени проще. Например, достаточно легко убедить заказчика в необходимости использования местных строительных материалов. Ничего привозного – один из главных принципов, которыми я пользуюсь при проектировании. Уже одно это в значительной степени способствует выполнению основной задачи – интеграции здания в природный контекст.
– А как же пресловутая индивидуальность постройки, в которой должен просматриваться характер владельца?
– Черты характера человека, его взгляды на мир проявляются уже тогда, когда он выбирает себе место, где будет строиться его дом. Согласитесь, что каждый хочет свить гнездо там и только там, где ему приятно находиться – возможно, что здесь он проведет всю жизнь. И собственно в выборе природных условий, местности, ориентации по сторонам света уже заложена индивидуальность. Так зачем же архитектору вступать в противоречие с изначальным выбором заказчика?
– Ваш собственный дом в Греции построен по тем же принципам?
– Да, разумеется. Я очень много строил в Греции: от частных домов и до заказных резиденций, отелей и бутик-отелей. Обожаю эту страну. Моя резиденция, которая называется «Блю Рок Вилла», тоже интегрирована в пейзаж. Он как бы нависает над остальными скалами острова, отсюда открываются великолепные панорамные виды. Построена вилла из местных материалов – того, что там было. Ничего не было импортного, т. е. привезенного. Дом вписан, интегрирован в скалы. Архитектура максимально естественная и в силу этого гармонирует с окружающим пейзажем.
– Виллу можно считать характерной для Греции, или вы внесли много своего?
– Все мои проекты в разных странах максимально соответствуют культуре и особенностям данной страны. Хотя я очень много применяю того, что популярно сегодня – получается синтез традиции и моды, от цветов до материалов и фактур. Что касается Греции: климат там мягкий, но очень много сильных ветров. И нужно все время иметь в виду то, что могут быть шторма, конструкции дома должны им соответствовать. Другая особенность – очень сильная инсоляция. Солнце печет. Нужно от него защищаться. Большие окна в Греции очень редки именно потому, что невозможно с ними жить. Кроме того, следует помнить об антисейсмических конструкциях, которые защитят от землетрясений, нужно учитывать их вероятность. В силу этого на побережье в Греции очень низкие постройки. Это характерная черта, поскольку вековой опыт приучил людей к тому, что высокие здания – это опасно. Безусловно, следует уважать местные правила строительства. Это – Греция.
– На ваш взгляд, на какие объекты обращают внимание покупатели из России? Насколько их вкусы отличны от европейцев?
– Русские сегодня очень интересуются покупкой роскошных вилл с почти «американским комфортом». Кроме того, они обращают внимание на известные горнолыжные курорты и Французскую Ривьеру. Очаровательно, конечно, то, что они ищут СТИЛЬНЫЕ объекты. Клиенты из России относительно молоды, и они пользуются любой возможностью, чтобы отправиться в путешествие. В результате у них формируется представление об основных тенденциях в архитектуре и дизайне.
– Море, климат, история страны – что вас вдохновляет как архитектора?
– Думаю, природа. Самое большое сокровище для человека XXI века – природа в ее первозданной красоте. Для любого творческого человека, и для архитектора в частности, очень важно получить вдохновение именно от пейзажей кругом. В этом отношении показателен проект Coral Beach Club на острове St. Maarten (Антильские острова). Он задумывался, как образец искусства жизни в роскоши в современном понимании этого слова. Бухта с парусными судами, пляжи с белым песком, богатая тропическая растительность – все это «главные действующие лица» проекта. Девелопер поселка – компания REAL ESTATE, New York. Она скупает земли, примыкающие к морю, затем обращается к архитекторам с просьбой о создании проекта.
В данном случае обратились ко мне; я получил карт-бланш на проекте, который заказчику виделся в средиземноморском стиле. У нас было полное взаимопонимание с заказчиком, работалось невероятно легко.
– В данном случае вам ведь не пришлось работать с теми, кто будет жить в этом поселке. Как вы думаете, каков психологический портрет обитателя?
– Coral Beach Club был разработан для людей, которые способны поднять на определенную высоту свой быт, с уважением относятся к вдохновенной архитектуре и качественному воплощению замысла. Географические особенности подчеркнуты уже самой архитектурой: она вполне соответствует традициям строительства на Антильских островах. Примечателен экстерьер: небольшие внутренние дворики для каждой виллы, с приватными садиками и бассейнами правильной формы. В оформлении любых бассейнов есть нечто от облика морских яхт, например их роднит деревянная палуба по всему периметру бассейна. Кроме того, колонны в четырех углах бассейна с закрепленными на них светильниками чем-то напоминают маяки и создают настроение морского круиза.
– Вы не только проектируете здания, но и разрабатываете интерьеры. Что скажете о мебельных коллекциях в этническом стиле?
– Это зависит от той силы впечатления, которое производит страна. Я много путешествую. Иногда искушение сделать некую стилизацию очень велико. Так было, например, с Египтом. Родившаяся в итоге коллекция – знак моего восхищения перед древней культурой страны.
– В чем основное отличие архитектуры и интерьерного дизайна общественных зданий от приватных?
– Для общественных зданий, помимо внешнего соответствия контексту застройки, крайне важна концепция, некая идея, на которую будет нанизываться все: пространственное решение интерьера, детали, фактура и т. д. Скажем, у меня есть концепт клуба C CYCLOS в Греции в городе Миконос, который я, кстати, хочу впоследствии воплотить и в России. Вся «интрига» крутится вокруг буквы С («си», как русское С). Очень много слов начинаются на эту букву: club, chic, caviar, coffee, champagne, chocolate, croissant, сigar, cocktail, а также cultural center, cinema, cosmetics, cuisine и так далее. И все это будет обыграно. Погречески буква С («киколо») значит «круг». Это будет шикарное место. Днем там будет действовать СПАкомплекс, вечером – ресторан, а ночью – синема, кинотеатр. Зал сделан трансформирующимся, меняющим свою конфигурацию под такие же динамичные «цели и задачи». Строительство находится в самом начале и будет завершено к летнему сезону 2010 года.
– Что вас радует в работе над проектами?
– Нестандартность. Мне доставила удовольствие работа над одним из больших ресторанов, который будет построен в Китае. Он будет задействован в церемонии открытия Игр в 2010 году в Шанхае. С одной стороны, этот ресторан в китайском стиле. Он огромный – его площадь составляет 2500 кв. м. Один большой зал, помимо этого есть несколько VIPкомнат. Основная изюминка ресторана, красная нить в оформлении его интерьеров – это освещение. Я большой поклонник новых технологий, и в частности светильников LED (светодиоды). Освещение помогает в данном случае усилить оригинальность и без того необычного интерьера. Здесь все традиционно и вместе с тем совершенно не похоже на привычные варианты. Например, стекло и дерево – основные материалы, с которыми я в этом проекте работал. Но при этом дерево обработано таким образом, что оно похоже на воду. Очень много практически невидимых перегородок между залами из-за того, что материалы прозрачные. И когда стены сделаны из камня, они все равно просвечивают.
– Это отражено както в названии ресторана?
– Он называется «Счастливое облачко». Очень похож.
– Вы работаете в разных странах. А на родине, во Франции, у вас есть проекты?
– Да, я с удовольствием участвую в различных конкурсах. Например, один из последних проектов – интерьер ресторана в парижской опере, Опера де Пари. Был конкурс проектов, я – один из троих победителей. Проект одновременно и классический, и современный, с использованием высоких технологий. И, кстати, нечто подобное вполне можно сделать и в России, например в Большом театре.
– Сейчас много говорят о кризисе. У вас есть какой-то свой рецепт, как пережить нелегкие времена?
– Да, разумеется. Можно провести аналогии с болезнью человека. Когда мы болеем, мы не думаем о самой болезни, мы думаем о том, что нужно выздоравливать. Так и здесь. Работать нужно – и все будет хорошо!