Есть вопросы о недвижимости в Болгарии? Вам сюда!
  • Шипка и Етыр: Болгария, 19 век. Дух свободы и романтика болгарского Возрождения.

    Если вы хотите ощутить ветер исторического прошлого, почувствовать силу воды, которая протекает в стремнине, увидеть непревзойденные шедевры архитектуры и стать свидетелем древних национальных обычаев, то вам - сюда.

  • Четыре стихии Странджи

    Горный массив Странджа, покрытый дубовыми и буковыми лесами, начинается всего в получасе езды от черноморского побережья, и простирается до самой границы с Турцией, а также - за нее. Вся болгарская часть Странджи является национальным парком. Она изобилует природными достопримечательностями и историческими древностями.

  • Романтика и тайны Причерноморья

    За один яркий , насыщенный день мы увидим все главные жемчужины южной части болгарского Причерноморья! Посетим мистическое святилище древних фракийцев Беглик-Таш, поражающее воображение громадами обработанных древними мегалитов.

  • Минеральные источники, Троянский монастырь и очарование болгарской провинции

    2-дневная прогулка Бургас – Троянский монастырь – Чифлик – Севлиево – Габрово –Шипка – Бургас. Небольшое комфортное двухдневное путешествие в Центральной Болгарии откроет вам живописнейшие уголки этой страны. В Болгарии есть множество минеральных курортов, природных достопримечательностей, монастырей и музеев старинного зодчества под открытым небом, куда не приезжают организованные русскоязычные группы, зато здесь очень популярен туризм среди местного населения. Я покажу вам несколько таких мест.

  • Откуда начинаются горы, или путешествие в самый центр Болгарии

    За 1 день мы побываем в самом сердце Болгарии, увидим волшебной красоты горы, пройдем по лесным тропам (летом) или покатаемся на лыжах (зимой), увидим город-музей старинного зодчества и полакомимся блюдами традиционной болгарской кухни.

  • Посмотреть все туры в Болгарии

Поисковые слова, по которым нас нашли:

Октябрь 2008

Читать все статьи раздела
Наши за границей

Израиль. Порядок полного бардака

«Вы только не называйте город и мою фамилию», – просили предприниматели, когда я просила их рассказать об особенностях бизнеса в Израиле. – «Чего вы боитесь?» – «Мы не боимся, у нас все по­-белому. Но страна маленькая, все друг друга знают…» – поясняли собеседники.
Текст: Анна АНДРУШЕВИЧ

Осторожностью израильский бизнесмен очень похож на белорусского. Но на этом сходства заканчиваются. Потому что иметь свое дело в Израиле пусть хлопотно, но того стоит.

От сантехники к IT

Первая волна репатриантов из России приспосабливалась как умела: мужчины занимались извозом и ремонтом, а женщины собирали домашние детские сады, шили на заказ платья. Большой удачей считалось открыть свой маленький продуктовый магазин – с русскоговорящей клиентурой проблем нет.

Например, 38­летний Макс в Израиле с 1992 года, таксист­частник, работает только на себя. Но до этого успел и на заводе побыть, и на стройке, и даже охранником. Своим нынешним занятием доволен. Только налоги его не очень устраивают: после вычета на расходы почти половины полученных денег на жизнь остается от двух до трех тысяч долларов в месяц. Это не очень мало, но и не много. Новую машину Макс будет покупать в рассрочку.

Сейчас, через 15 лет после самой крупной волны миграции 90­х, русский бизнес вышел за пределы диаспоры. «Наши» израильтяне освоили язык и местные правила ведения дел. «Как этот налог будет по­русски? Ой, когда еще набавляется… – говорит про НДС бывший пермяк Илья. – Я бухгалтерию уже здесь изучал, на иврите, русские эквиваленты не знаю». Это очень показательная фраза – уроженцы СССР еще говорят по­русски без акцента, но экономически мыслят уже на иврите или по­английски. И русские рестораны на центральных улицах – это уже не блины с икрой под балалайку: «русский» паб соседствует с «русским» суши­баром.

Николай приехал в 1996 году из Ровно. Чтобы как­то выжить, он нанимался делать ремонт соседям. Сейчас у него своя фирма, которая специализируется на ремонте квартир, включая сложные сантехниче­ские работы. «Технический склад ума – конек русских в любом деле, – говорит он. – Ты должен всегда доказывать, что ты умнее и лучше – это трудно, но необходимо! Местные привыкли делать все по схеме. И если шаг влево или шаг вправо от схемы – у них «замыкание в мозгах», их не учили гибкости. Мы же привыкли выживать, испытали всевозможные подъемы, спуски, дефолты, и поэтому разница очень велика. Вот у меня работает израильтянин, хорошо, старательно работает, но если вдруг у него нет именно этого ключа для именно этой гайки, он будет полдня сидеть и ждать, пока ему привезут нужный инструмент. Наш человек, который и не такие проблемы решал, на лету что­нибудь придумает, чтобы работа не стояла».

«Меня часто спрашивают – русские ли у меня сантехники? Причем спрашивают именно коренные израильтяне, – делится Николай. – Не могу сказать, что русскоязычных любят, скорее наоборот, относятся настороженно. Но когда доходит до строительства или ремонта, то ищут русских работников, потому что делают хорошо и к сервису отношение другое. Мне звонят – проблема случилась, я приезжаю, осматриваю, говорю, что можно сделать и в какую сумму это обойдется. Конечно же, бесплатно, на каком основании я буду брать деньги у человека, еще не дав ему ничего? А израильтянин ставит вопрос: вы мне 150 шекелей (около 50 у. е.) дадите за то, что я потрачу время и бензин к вам приехать? Хотя часто приходится переделывать за этими специалистами».

Однако если 15 лет назад репатрианты из развалившегося СССР были сантехниками, таксистами и поварами, то сейчас русскоязычные израильтяне оказывают 90% компьютерных услуг в стране. Они преуспевают во всех сферах – от магазинов компьютерного «железа» до программирования или услуг компьютерного проектирования. Известная во всем мире «аська» – пейджер ICQ – была изобретена именно молодыми «русскими» израильтянами, которые впоследствии продали ее за $400 млн американскому гиганту America Online (AOL). Как говорил в интервью один из опытнейших израильских бизнес­консультантов Цви Тореф: «Если раньше у каждого израильского предпринимателя была мечта продать по велосипеду каждому китайцу, то теперь — создать «стартап» и продать американцу». Специалист Цви Тореф считает, что российское происхождение – уже хорошая рекомендация для бизнеса. «В начале 90­х про нас думали, что мы дикие люди, приехавшие из мест, где медведи разгуливают по городу. Но на деле оказалось, что уровень образования и мышления позволяет добиться очень больших успехов в бизнесе. Пусть и не сразу».

Особенности национального бизнеса

«Невозможно постичь, как в таком бардаке все строится, живет и работает! – удивляется Александр, или, как здесь его зовут, Алекс. – Тут на стройплощадке вовсе не высокие технологии: один плитку кладет, второй везет на тележке материал, третий бежит рядом по телефону говорит что­то об этой же плитке и в итоге все ровно получается! И это очень странно… Материалы и инструменты могут валяться где угодно и как угодно – никто даже пальцем не тронет, за воровство можно сесть очень надолго».

Закон уважают. «Налоги тут дикие», – говорит один из моих собеседников. И тут же произносит парадоксальную фразу, которая выводит разговор на уровень одесского анекдота: «Но все зависит от бухгалтера. Какой бухгалтер – такие и налоги!» Легально минимизировать налоги действительно можно. Но при этом кара за ошибки при ведении бухгалтерии – достаточно весомая. Поэтому хороший бухгалтер в Израиле – специалист дорогой и очень востребованный.

Другой важный момент – выбор банка для работы и кредита. Есть очень много факторов, которые влияют на выгодность или невыгодность банковских услуг. Именно по этим пунктам можно очень много потерять или, наоборот, выгадать. Например, если супруги пользуются одним счетом, бизнесконсультанты советуют все равно завести отдельный для бизнеса, поскольку ведение отдельного счета – это требование налоговиков для признания банковских расходов. Еще одна особенность – в Израиле принято торговаться о банковских процентах.

Что касается помещения для бизнеса, то цены на коммерческую недвижимость сейчас относительно невысоки, и можно сделать выгодное приобретение. Но тут важно просчитать местоположение исходя из характера бизнеса: чтобы магазин находился на бойком месте (конкуренция среди торговых точек), офис представительского типа, если важен имидж, в бизнес­центре с удобной парковкой, а если «пыль в глаза пускать» нет необходимости, то достаточно будет ангара на окраине, лишь бы более­менее удобно было добираться. Очень часто начинающие бизнесмены не покупают помещение, а берут в аренду на год с договоренностью об «опции» – так называется возможность продлить договор на тех же условиях. Такой договор дает мобильность. Место не подошло – собрался­уехал, подошло – остался работать.

В Израиле, как и в любой ближневосточной стране, огромную роль играют связи, знакомства, хорошие отношения. «Магазин, с которым я работаю, дает мне образцы новых материалов. «Вот тебе 5 литров краски новой, покрась что­нибудь, проверь, как она!» Или еще что просят протестировать, новые трубы, детали, – рассказывает Николай. – А рекламу мы даем не только в Интернете, но и в специальных телефонных книгах, старшее поколение именно ими предпочитает пользоваться. Но самое эффективное, когда тебя передают «из рук в руки». На прошлой неделе мы закончили квартиру на 5­м этаже, и нас сразу же пригласили соседи с 6­го».

Из проблем, о которых обязательно надо знать задумавшим открыть бизнес в Израиле, – это длинные цепочки от заказчика к исполнителю и возможные трудности с выплатами. «Есть подрядчик, который выигрывает тендер и отдает работу субподрядчику, снимает с этого сливки, – объясняет строительную «кухню» Александр. – Субподрядчик отдает еще одному субподрядчику, то есть мне. Если я получаюсь «3­я рука» – это хорошо. Но я могу быть и «5­й», что еще терпимо, а на «6­ю» или «7­ю руку» я уже не иду – выгоды не вижу».

В Израиле, – комментируют эмигранты, – сложно считаться «белым человеком», если у тебя нет запаса денег. А бывает и так: ты сделал работу за месяц, оформил бумаги, у тебя по договору срок оплаты 120 дней. И вот ты 3 месяца живешь, платишь налоги и ждешь, пока тебе переведут деньги. Особенно плохо, когда время вышло, а деньги еще не пришли. Начинаешь звонить, ругаться, выбивать деньги, угрожая адвокатами – ни в коем случае не бандитами, потому что тебя сразу посадят! Не заплатили – иди в суд, по суду все вернут, но суд может тянуться до семи лет. А тебе надо жить…

Предприниматели говорят, что обезопасить себя от таких ситуаций практически невозможно. Для некоторых приемлемый выход – работать на небольших заказах и меньше связываться с организациями и длинными «цепочками».

«Сейчас работаю только в частном секторе, – говорит Николай. – Завязал работать с большими конторами. А то получается, что сначала ты работаешь как проклятый, у тебя остается только по 5–6 часов на сон, а потом ты ходишь и требуешь свои деньги. А если как­нибудь не так потребуешь, сорвешься, то могут вызвать полицию, и ты еще месяца 3 в тюрьме посидишь! Мне сейчас выгоднее с четырьмя рабочими работать, чем иметь 3 машины, много рабочих и массу сопутствующих проблем – на выходе денег получится одинаково».

МАТИ – не вуз, но тоже учит

В Израиле 75% новых рабочих мест приходится на малый бизнес, а вообще эта ниша занимает 60% всего производства. В ближневосточной стране наблюдается та же тенденция, которую мы видим в ЕС – государство видит в предпринимательстве возможность сократить безработицу. А потому поощряет людей, которые желают открыть свое дело. Как может, конечно.

В стране есть много крупных и мелких фондов по поддержке частников. Одни помогают развиваться бизнесам, которые себя уже зарекомендовали на рынке, другие, наоборот, должны стартануть с нуля. При Министерстве промышленности есть отдельное Управление по делам малого и среднего бизнеса, которое создало 20 центров поддержки деловой инициативы (на иврите МАТИ). Помощь – многоплановая. Поддержка включает в себя образовательные курсы, помощь в просчете жизнеспособности бизнес­идей и, конечно, содействие в получении льготных кредитов. Например, при помощи МАТИ можно получить кредит от 20 тысяч до полумиллиона шекелей по ставке от 3% до 7,25% годовых ($1 равен примерно 3,5 шекеля). Тогда как обычный кредит будет требовать оплаты не меньше 9% при ежегодной инфляции 3–4%.

Еще один вид помощи бизнесу по­израильски – совместная схема реализации «стартапов», когда идея отправляется в венчурный фонд, изобретатель получает финансирование, а когда продукт начинает давать прибыль – бизнес продают, а деньги делят между разработчиком и инвестором.

История одного дезодоранта 59­летний Зиска Хлавин в 1973 году прилетел в Израиль из Риги. Биохимик по образованию, Зиска имел хобби – придумывал различные парфюмерные составы. Но в СССР его изыски никому не были нужны. В Израиле Хлавин решил наладить производство. С огромным трудом предприниматель арендовал помещение старого армейского склада, отремонтировал его и в 1974 году выпустил дезодорант «Хлавилин». Соотношение «цена­качество» было настолько удачным, что Хлавин выиграл тендер на поставку продукта в армию – проблема сбыта была решена одним махом. А армейские хозяйственники даже провели международную пресс­конференцию, где обнародовали результаты тестирования нового продукта. Сейчас разнообразная продукция Hlavin Cosmetics продается в 29 странах мира. В России найти ее можно далеко не везде, и некоторые любители именно этой марки просят привезти тюбик­другой из-за границы.

Понравилась статья? Поделись ссылкой:

Горячие предложения



Контактная форма

Ищете недвижимость? Напишите нам! Мы свяжемся с вами и предложим подходящие варианты

Как продать зарубежную недвижимость?